Акбашево, деревня. Основана после 1742 года башкирами Каратабынской волости – каратабынцами и айлинцами на берегах речки Медиак. Названа по имени старейшины Акбаша.
По данным статистики, в 1816 г. 143 жителя, в 1900 г. – 614. Входила в состав Мухаметкулуевской волости, имелась мечеть. В гражданскую войну в ходе Челябинской операции в окрестностях Акбашево проходили боевые действия. 25 июля 1919 г. части северной ударной группы белых в ходе столкновения с 27-й и 35-й стрелковыми дивизиями красных прорвали линию фронта и взяли направление на Челябинск. 28 июля деревня была взята 242-м Волжским полком 27-й стрелковой дивизии (командир С. Вострецов). В 1930 г. организован колхоз «Труд». Позднее здесь размещалась Центральная усадьба совхоза «Акбашевский», ныне – ОАО «Совхоз «Акбашевский»
Акбашево или Айлы?
Существуют две версии основания д. Акбашево.
Более известную передал старожил Харрас Халимов. Он рассказывал, что кочевали башкиры во главе с седым стариком, прозванным за белую голову Акбашем. Ему понравились здешние места: река, леса, богатые пастбища. Так и было принято решение основать здесь деревню. Три сына Акбаша: Хужа, Булан, Усман, отделившись, дали жизнь ближним деревням: Хужа аулы, Болан аулы, Усман аулы.
Педагог Салиха Гилязова поделилась с краеведом Альфией Янбердиной своей версией легенды. На пересечении дорог у реки Медиак сидел седоголовый мулла, перебирал четки, читал молитву, толковал Коран. Все шли к нему за советом и помощью, каждый находил поддержку и утешение, мудрый совет от аксакала. В его честь и назвали деревню, но называлась она первоначально Айлы. Возможно, он был айлинцем, которые и основали Акбашево. Но, возможно, речь идет о родовом подразделении айле рода барын. Такая версия сохранилась только в архивах Альфии Гадельшевны, сегодня мы публикуем ее впервые.
Не рвите нить памяти
В Акбашево есть обелиск защитникам Отечества, но на нем нет фамилий участников Великой Отечественной войны. Установленный к 35-летию Великой Победы, он давно нуждается в обновлении, а деревня – в формировании мемориального комплекса.
Составлением списка земляков, ушедших на фронт, погибших, вернувшихся с поля битвы, пропавших без вести, попавших в фашистские концлагеря, я занимаюсь много лет. Начала эту работу еще будучи руководителем музея Акбашевской школы. Собирала информацию, обходя деревни, разговаривая с сельчанами, разыскивала данные в архивах военкомата, похозяйственных книгах, использовала газетные публикации. Земляки оценили мои усилия, меня останавливали на улице, уточняли данные, просили внести в список незаслуженно забытых. В школьном музее собрался очень большой фонд фотографий, документов, военных наград, благодарственных писем, врученных нашим солдатам от имени Верховного Главнокомандующего И. Сталина. Помимо раздела, посвященного Великой Отечественной, был богатый этнографический уголок, с юртой и предметами быта, нумизматическая коллекция, в которой украшением стали монеты допетровской эпохи. К сожалению, на каком-то этапе музей оказался лишним: его перенесли вначале в интернат, затем вообще в клуб. О судьбе экспозиции, создававшейся огромным трудом на протяжении многих лет, мне ничего не известно.
Сегодня списки фронтовиков Акбашевского поселения почти полные, я собрала данные по всем деревням, кроме Кузяшево. Душа болит, ветераны ушли из жизни, но память должна сохраняться. Недавно смотрела по телевизору сюжет про реконструкцию Сталинградского мемориала, вдруг вижу: промелькнули на стеле фамилии акбашевцев. Близится юбилей победы, нужно подумать, как на малой родине увековечить память наших земляков. Работы предстоит много. Обидно, что во всей округе есть обелиски с фамилиями ветеранов, а в Акбашево такого мемориала нет.
Имя нашего знаменитого земляка Нуриагзама Тагирова, стоявшего у истоков автономии Башкортостана, вновь зазвучало, когда я обратила внимание на знаменательную дату в календаре республики: ему исполнилось 100 лет. Меня озарило: ведь фамилия Тагиров распространенная у нас. Нашла родственников, они помогли связаться с Туйгуном Тагировым – сыном Нуриагзама. Он в это время составлял биографию отца, откликнулся, приехал на встречу с педагогами района, поделился материалами. Туйгун агай оказался образованнейшим, интереснейшим человеком, кандидатом географических наук, прекрасным собеседником. Тогда же было принято решение присвоить имя Нуриагзама Тагирова Левашевской начальной школе, ведь он родом из Левашево. В музее этой школы был создан раздел, посвященный знаменитому земляку. К сожалению, школа закрыта, сегодня речь идет о присвоении имени Нуриагзама Тагирова одной из улиц Акбашево. С такой инициативой выступили акбашевские ветераны на встрече потомков рода Тагировых, состоявшейся в этом году в школе.
У Акбашево очень интересная история, ее нужно сохранить, чтобы земляки знали свои корни, историю рода, к какому аймаку принадлежат. Известно, что у нас живут потомки таких аймаков: турсун, буман, кайрай, мары, мусин, аскильде.
Альфия Янбердина, учитель истории Акбашевской школы.
60 лет вместе
Свою будущую супругу молодой механизатор Фатхулла Якупов встретил на дороге.
Бросил камешек в девушку, проезжавшую мимо на телеге, и дал себе слово: «Найду и женюсь». Искал полгода, наконец, встретил в Селяево. И вот уже 60 лет они вместе, ни на миг не раскаялись в выборе. Райса Мухамедьяновна 33 года проработала дояркой на отделении «Труд», у мужа 42 года механизаторского стажа. Вырастили семерых детей, все пошли по стопам родителей: определились в жизни, обзавелись семьями, детьми, радуют заботой и любовью, достатком в крепких красивых домах.
Деревенский дом нынче ни в чем не уступает городскому: вода, туалет, ванная, а теперь и газовое отопление. В эти дни вся деревня в хлопотах по газификации, каждому хочется нынешней зимой вспоминать о дровах только в банный день. Фатхулла Садыкович за годы тяжелой работы нажил много болезней: ноги не ходят, позвоночник беспокоит. Но, увидев современный суперкомбайн, не удержался, попросился за штурвал.
– Как он мне понравился! – делится впечатлением ветеран, – Просто красота: умный, послушный, плывет по полю и убирает чисто, зерно к зернышку!
Свою работу он любил, видел в ней большой смысл, без которого любой труд не в радость.
– Бывало, ведешь комбайн по полю и сам удивляешься, сколько хлеба мы дадим людям, чтобы никто о голоде даже не вспоминал, – говорит Фатхулла Садыкович.
На столике рядом с ним «Восход». Без «районки» никуда, Якуповы – постоянные наши читатели. Хозяин дома убежден: чтение помогает поддерживать ясный ум, к тому же надо быть в курсе районных новостей, знать, что нового в родном хозяйстве.
– Мне довелось бывать в командировках во время уборочной во многих совхозах и колхозах, – вспоминает глава дома, – где они теперь? А совхоз «Акбашевский» здравствует не только благодаря трудолюбию и верности земле земляков, но и руководительскому таланту директора Нургали Зарипова. От руководителя зависит все, если он старается служить делу честно, то все у него спорится. Таков наш Нургали Сафарович.
Наперегонки с внучкой
Марфуга Саитовна Галиуллина всю жизнь проработала в совхозе «Акбашевский»: дояркой, разнорабочей.
Вырастили с мужем шестерых детей, награждена медалью «Материнская слава». Работать ей пришлось с малых лет. Сама никогда не боялась трудностей, и детей растила трудолюбивыми и добросовестными. Сыновья и дочери давно выросли, все нашли правильную дорогу в жизни, работают, завели семьи. Сегодня Марфуга Саитовна радуется внукам и правнукам. Но без дела по-прежнему не сидит. На седьмом десятке лет бабушка научилась у внучки Элины фигурному вязанию крючком и технике пэчворк.
– Я до этого только носки вязала, а тут увидела, как моя Элина мастерит красивые коврики и накидки, и загорелась! Смотрите, сколько навязала, украсила дом лоскутным шитьем, полюбила это рукоделие. Теперь выставку можно организовывать, – смеется бабушка Марфуга.
Много добрых слов она высказала о социальном работнике Наиле Якуповой. Наиля Анваровна – свет в окошке для своих подопечных, на все просьбы откликается, невзирая ни на выходные, ни на отпуск. Нужны лекарства? Съездит за ними в Аргаяш. Хлеб закончился в доме, понадобились еще продукты? Помощница все доставит и отчитается за покупки до копеечки. Бабушка Марфуга утром чай пить не садится, пока не стукнут ворота и на пороге не появится, как солнышко, ее ненаглядная Наиля.
Из какого ты аймака?
Тимур Сафиуллин гордится тем, что его корни в акбашевской земле, отсюда родом его отец Урал Кафеевич.
Сафиуллины принадлежат к роду турсун. Вот что пишет Тимур: «Турсуны пришли на землю, заселенную аймаком кайрай (кара-табынцы, хозяева этих земель), в конце 18-го века. Мне аксакалы рассказывали, что наш аймак из племени мен. Когда было подавлено восстание С. Юлаева, часть восставших перешла горы и воссоединилась с местным племенем. Существует легенда. В те неспокойные годы мужчины из аймака кайрай совершали постоянный обход территории. Однажды они наткнулись на спрятавшихся в камышах башкир, готовых вступить в бой. Но кайрайзар сказали: «Что вы ощетинились? Если хотите, можете жить вместе с нами». С тех пор аймаки турсун и кайрай жили рядом. А деревню назвали Акбаш аулы. Кстати, Акбаш – это мой дед в 7-м колене. С тех пор кайрай и турсун перемешались, стало принято считать всех жителей деревни Акбаш кара-табынцами. Но деление на аймаки до сих пор существует, на кладбище есть места для турсунов и кайраев. Раньше за кладбищем следил дед Нургали, он четко определял места».
Его дополнил акбашевец Рустам Бикмухаметов. По известной ему версии, в Акбашево шесть коренных родов: кайрай (Галиуллины, Гайнуллины), турсун (Юнусовы, Казыевы, Илмурзины, Искандаровы, Сафиуллины, Халимовы), буман (Бикмухаметовы, Динмухаметовы, Янбирдины), марый (Ишкинины, Юмагужины, Сагдатуллины), мусины (Мухтаровы, Якуповы), искар (Ягудины). Конечно, список фамилий неполный.
Мичурин живет в Акбашево
Свое настоящее призвание Ринат Нигматуллин знал с детства, хотя выбрал профессию водителя и проработал много лет в совхозе «Акбашевский» в этой должности.
Но душа тянулась не к технике, а к яблоням и грушам, малине и смородине. Он перечитал груду литературы, разбираясь в тонкостях посадки, правилах прививки, подкормки деревьев и кустарников. Даже рецепты приготовления настоящего садового вара выучил наизусть. Когда молодая жена попросила в очередной раз увезти ее на сбор ягод в камышевский сад, сказал: «Хватит, сам посажу для тебя настоящий сад. Будут у тебя и ягоды, и фрукты». Знала бы Гульсира, какого джинна выпустила из бутылки! Сегодня вся округа называет Рината Набеевича не иначе, как Мичурин.
Сад как ребенок
В его саду остается только ахать и пробовать: рука сама тянется за налитой вишней и подернутой сизой дымкой сливой, а уже манят оранжево-желтый абрикос, грушевое дерево, окутанное водопадом плодов.
– Какой сад без антоновки? – спрашивает сам себя Ринат Набеевич и тут же констатирует: – У меня все сорта районированные. Эту таежную грушу мне ученые дали, она для промышленного производства не подошла. Зато нам каждый год урожай дает отменный и плоды очень вкусные. Дети любят лакомиться, когда наливаются соком груши.
Так вышло, что садовода-самоучку позвал директор Акбашевского хозяйства Нургали Зарипов, когда задумал создать совхозный сад. Два специалиста с агрообразованием с задачей не справились, Ринат Набеевич взялся за работу с нуля. На голом поле распланировал 150 га так четко, продуманно, что ученые института садоводства, оценив сделанное, сказали:
– Уважаем, потому что ты не только любишь наше дело, а знаешь и умеешь, как создать, а потом вести сад. Любить, знать и уметь – вот три кита нашей профессии.
Совхозный сад давно заброшен, но продолжает снабжать сельчан и ягодами, и фруктами. Но былого изобилия сладкой и крупной смородины, яркой облепихи, сизой жимолости, отборных яблок и груш нет и в помине. Сад, как ребенок, требует постоянной заботы и внимания. А ведь мог бы снабжать чистейшими фруктами и ягодами не только район, но и город-миллионник. Вот только государственной программы поддержки садоводства сельчане так и не дождались до сей поры, поэтому наши дети знают лишь вкус турецких, китайских, египетских, бразильских фруктов.
Секреты садовода
Детям и внукам Гульсиры и Рината повезло, в этом доме магазинных огурцов и помидоров, фруктов и ягод никогда не водилось. Работа в саду для Нигматуллиных не кончается круглый год. Даже зимой хозяин спешит к любимым деревьям и кустам: притаптывает снег, подсыпает золу, химические удобрения он решительно не признает. В феврале из теплицы приносят в дом землю для рассады, ее Ринат Набеевич садит только собственноручно. Никакого покупного грунта, пропаривания и обработки марганцовкой. Все строго по бабушкиному рецепту: в начале октября до первых заморозков в хвойном лесу набирают с женой землю, никакой «черной ножки», гниения и болезни у рассады не бывает и в помине.
Проблемы мучительного выбора сорта помидоров у Нигматуллиных тоже нет. Однажды Ринат Набеевич определился и придерживается такой политики: Белый налив и Талалихин – самые урожайные и удобные в засолке, в последнее время к ним добавился Черри. В простой теплице под усиленной пленкой помидорные кусты стоят крепкими зелеными рядами, увешанные плодами. Моду на поликарбонатные строения садовод не принял: растения задыхаются под грудой пластика, а им нужен чистый солнечный свет, сквознячок, поливать не чаще, чем в 3-4 дня.
Пока цветут сады
Сегодня у Гульсиры горячее время. Банки с компотами, засолками, коробки с сухофруктами, пастилой пополняются каждый день. Хлопот хозяевам хватает, а тут еще со всей округи идут за советом и консультацией к акбашевскому Мичурину. Деревни строятся, молодежь, возводя высокие дома со всеми удобствами, понимает, что без сада не бывает настоящего родового гнезда. Обращаются с просьбой к Ринату Набеевичу, он не отказывает. Сколько новых садов с его легкой руки появилось, дают урожаи, разрастаются, радуя, даря надежду! Жива деревня, пока цветут сады.
Благодарим за помощь в подготовке выпуска А. Янбердину.
Р. Хибатуллина.
Справочно
Корни вашего шежере
Племя табын состоит из 9 родов, те, в свою очередь, делятся на родовые подразделения.
Барын: бурус, бэрэкэн, бутис, дэрджимэн, давлетбай, казах, калмак, караелкэ, кара угез, кулуй, кузян, куй-сары, кустанай, кызылбаш, кыргыз, карим, кэсэк, мышар, мустафа, урюк, сукур, субей, сутек, сыскан, табын, туктагул, тулуптар, туркмен, тунгатар, тэкэ, тупэй, ун, хаискан, сапаш, сарт, хупэис, сызгы, шуран, айле, акунчук, алакай, бурангул, илек-аймагы, имел, исянгул, казах, калмак, катай, суваш, таз, татар, таук, турна, исмаил, юлыш.
Дуван: асан, бутнай, казан-татар, калмак, каскын, кутрас, култай, мукай, мураш, усэн, чингис, таз, тюкун, шэлте.
Кальсер: аккуз, бире, юныс, кускилде, кыйгас, сукай, туркмен, тырнак, уранкай, ябалак, каварды.
Кара-табын: абдразак, айса, байдан, байназар, габзалил, дуван-сакал, исэнбэт, юмран, калмак, ильяс, калматай, канлы, карьяу, катай, кулман, курпэс, кыпсак, мазан, мин, муслим, мукшы, мукшы-каскын, райман, рамазан, салдый, суваш, сувашай, садэ, саит, санкем, табын, татар, туркмен, туктар, тэнес, шареп, алип, юлдаш, юлый, яик, якшимбет, якшигул, яналы, бидергэн, беркут, бурангул, бутис, бэжэкэй, иль-аймагы, илек-аймагы, калмак, кара табын, мэликэй, узунлар, субэй, сумэт, таз, тастар, тугузак, туктубай, сигизэк, исмаил, айле, абсалям.
Кесе: бесэй, бешкэк, биктэш, казан-татар, калмак, кансуяр, кахас, куртлукай, кыргыз, кырккузяк, монгол, манкы, мишэр, мулаш, мэмэк, сирмеш, сувашбердэй, таз, тайгын, туркмен, суюндук, шылтым, шареп, элтэшле.
Кубалек: баим, ювашбай, карагай, муса, субэй, суваш, сандыр, тукус, утэй, сарт.
Сарт: тэкэн, сарт-табын.
Телеу: бесэй, буре, казах, каип, кызылбаш-катай, кыпсак, мэскэу, тук, тубал, сары, хэнэк, уф-сураман.
Юмран: кюнтуган, мэшэй, тукум, хаискан, ямгырсы.
было интересно узнать историю…