Байрамгулово, село. По данным ревизских сказок, основано в 1776 г., относится к Кара-Табынской волости Челябинского уезда.
Историк Венера Фаткуллина отыскала в материалах по истории Башкирской АССР (издание 1936 г.) упоминание о башкирцах Уракайко, Барангулко и других, самовольно поселившихся подле озер Аргази, Увельды и рек Мияс, Теча, владея землями, угодьями, рыбной ловлей, озерами и речками на сибирской стороне Камени Урала. Дело о спорных землях башкир датировано 1695 г.
В 1811 г. в д. Байрамгулово проживали 105 жителей в 30 дворах. В 1837 г. построена соборная мечеть, к приходу которой относится д. Ракаево. В 1873 г. относилась к Мухаметкулуевской волости – 90 дворов, 257 жителей. Помимо мечети, имелась водяная мельница. В 1916 г. здесь проживают 659 вотчинников, имеются 167 дворов, три лавки. Байрамгулово относится к Метелевской волости.
В 1918 г. открыта Байрамгуловская школа первой ступени.
Знай свои корни
Байрамгулово носит имя своего основателя.
У Байрамгула было два сына: Абюлхасан (1752 г.р. – год смерти неизвестен), Янали (1773 г.р. – год смерти также неизвестен). У старшего было четверо сыновей: Туегильды, Ирали, Ишали, Абюлфаиз; у Янали – пятеро наследников: Якуп, Гибдулфаиз, Абдулфаез, Абдульмень, Абдрашит.
Сегодня в Байрамгулово живет немало потомков легендарного Байрамгула. Чтобы составить свою родословную (шежере), нужно внимательно изучать источники. Первый из них – семейная память, передаваемая из поколение в поколение. Затем собранная информация проверяется по архивам. Помогут похозяйственные книги. Второй источник – копии ревизских сказок 1811 г. и 1859 г. из архива Уфы. В них данные на всех жителей той или иной деревни. И третий важный источник информации – метрические книги, они также находятся в уфимском архиве. Раньше они велись при мечетях. Важные данные сохранены в сельскохозяйственной переписи 1920 г. и 1926 г.
Их имена вписаны в историю
Байрамгуловцы одними из первых в районе создали комсомольскую организацию.
В 1922 г. ее возглавил Сиражетдин Хуснутдинов, первыми комсомольцами стали Т. Кабиров, Х. Сибагатуллин, М. Хуснутдинова. В 1926 г. бедняки во главе с Сунагатом Латыповым создали коммуну «Урняк». Обобществили лошадей, государство выделило им железные плуги, конную молотилку, самосброску. Часть урожая продали государству, полностью засыпали семена, остальной хлеб разделили поровну между членами коммуны. Впервые семьи были обеспечены хлебом, дети обучались бесплатно.
В 1927-1928 гг. коммуны и товарищества д. Байрамгулово, Мавлютово, квартал Карабаш, Буденный, Халитово, Чишма объединились в колхоз «Металлист». Каждая деревня стала бригадой. Организовал колхоз двадцатипятитысячник Шамсутдинов, он же возглавил его.
В 1928 г. Мавлютовский волостком переведен в Байрамгулово, создан Байрамгуловский сельский совет. Первым председателем стал Шамсутдин Хуснутдинов, он же секретарем партячейки. В 1929 г. «Металлист» разукрупнили, образовав колхозы: «1 Мая» (квартал Карабаш), «Миасс» (Мавлютово), «Металлист» (Байрамгулово), «Море» (Аракаево, Туракаево), «Аргужа» (Халитово, Чишма), из заимок сформированы колхозы «Крестьянин» и «Будённый».
В 1936–1937 гг. в Байрамгулово открылось отделение связи, в 1939 г. – Байрамгуловская семилетняя школа. В 1940 г. построены клуб на 100 мест, начальная школа на 160, больница на 20 мест, контора «Аргазистроя», дорога с твердым покрытием Байрамгулово – Аргаяш.
Улица Ыласынская (Колхозная) в 1927 г.
На берегах Аргазей
Озеро Аргази – самое крупное по акватории в системе озер восточного склона Уральских гор. Оно расположено в восточном предгорье Ильменского хребта, является проточным.
Природные богатства этого места с древнейших времен привлекали людей. В 1975–80 гг. в связи с новым поднятием воды в водохранилище были проведены масштабные археологические раскопки. Обнаружено 140 объектов, представленных кратковременными стоянками и долговременными поселениями, могильниками и одиночными погребениями, наскальными рисунками различных археологических эпох – от палеолита до позднего средневековья. Ранний железный век отметился здесь предметами каменногорской, иткульской, воробьевской, гороховской и гамаюнской культур (1-я половина 1-го тысячелетия до н.э.). Сарматские погребения представлены могильниками Сигаево и Байрамгулово.
В 1815 г. на реке Миасс ниже Аргазинской впадины построены плотина высотой 4 м и водяная мельница. Образовавшееся водохранилище затопило озеро Аргужа (Аргази). Уровень воды был поднят плотиной на 2 м, глубина водохранилища достигала 5 м, а площадь озера составляла в 1906 г. 47,8 кв. км. Новая плотина, построенная в 1927 г. в трех километрах ниже старой, увеличила площадь зеркала до 60–65 кв. км. В 1936 г. решено вновь реконструировать плотину, чтобы создать большое водохранилище для обеспечения быстрорастущего промышленного Челябинска. Основное строительство началось в 1938 г., продолжилось в годы войны, закончилось в 1946 г., увеличив площадь озера до 102 кв. км. Глубина выросла до 7 м, появились Миасский и Аткусский, расширились Черный, Ключевской, Халитовский заливы.
Строительство плотины и гидроузла на озере Аргази преобразили облик Байрамгулово. В 1938 г. впервые появились электрические лампочки в домах сельчан. Село одним из первых в районе было электрифицировано. Большую работу в этот период проводил сельский совет, который в 1938 г. возглавила Рахима Гариулловна Абдрахманова, первая в районе женщина-председатель сельского совета.
Анатолий Григорьевич Архипов, бывший руководитель Аргазинского гидротехнического участка:
– Проект реконструкции плотины с началом войны главному инженеру «Аргазистроя» Илье Зыкову пришлось пересматривать. Она должна была встать на правом берегу, там, где сейчас памятник Илье Васильевичу. В целях экономии перенесли гидроузел в центр, ближе к левому берегу. Проектируемый уровень снизили на три метра. Строительство велось по этому уточненному проекту. В 1947 г. турбина дала первый ток и проработала до 1975 г. без поломок и проблем. Оборудование поставлялось англичанами по ленд-лизу, было очень качественным и надежным. Когда в 1970-х правительство страны приняло решение о закрытии мини-гидростанций, турбину демонтировали. Сегодня Аргази только резервуар для питьевых нужд Челябинска.
Памятник Илье Зыкову на правом берегу Аргазей
Немногие помнят, что в военные годы близ Байрамгулово, между п. Маякским и д. Кузяшево, находился полигон авиачасти. Здесь располагались казармы летной части, самолеты, аэродром. Велась подготовка летчиков, они обучались навыкам пилотирования, бомбометания. Бомбы – металлические и бетонные, внутри небольшой заряд. Нас, школьников, посылали собирать их после учений, чтобы сдавать на металлолом. Конечно, мальчишкам интересно, что внутри. Бетонные бомбы разбивали, там желтый порошок. Конечно, были и пострадавшие от своего любопытства.
Сотрудники Аргазинской гидростанции. Фото 1948 г
Магикамал Хидиятовна Денгизова, жительница с. Байрамгулово:
– Дом, в котором я живу на бывшей ул. Колхозной с детства, построил в 1905 г. мазин местной мечети. После революции его раскулачили, а дом отдали под правление колхоза «Металлист». Председателем был фронтовик Фаттах Абдрахманов. Он вернулся с войны инвалидом, без руки. Вскоре его заменил на этой должности младший брат Фасхи. Мой отец работал конюхом; когда его забрали на фронт, маме пришлось выполнять эту работу. Почти всех лошадей тоже отправили на нужды армии. Дети помогали матерям в нелегкой повседневной работе. Ведрами с Миасса носили воду для поливки капусты, сеяли зерно вручную, техники не было. Помню, мама разбрасывает пшеницу, а я следом заделываю зерна в землю.
Как раз начали строить гидростанцию. Привезли в Байрамгулово мобилизованных в трудармию узбеков, казахов, киргизов, поселили в бараках на месте сегодняшнего гаража. Из одежды у них одни чапаны и чоботы на ногах. Работа очень тяжелая, с утра и до поздней ночи вручную грузили камень, землю для плотины. Голодали, в день им выдавали по 200 г хлеба. Размещали южан и по домам. У нас жили трое казахов, двое из них были истощены. Хлебную пайку они не ели, а копили, продавали, деньги прятали на обратную дорогу. Бабушка жалела их, наливала молока, приговаривала: «Вот и мой сынок на фронте голодает». Они быстро завшивели, не спасала даже баня, которую им старалась топить бабушка. Из троих выжил только один, работавший при столовой.
Ежедневно по нашей улице несли хоронить трудармейцев на старое кладбище. Вокруг него была выкопана канава, чтобы скотина не заходила. Смотришь, в нее уложили тела умерших сегодня, а завтра несут тех, кто хоронил вчера. Построена плотина ценой многих и многих жизней.
Но и жизнь самих байрамгуловцев была полна тягот и лишений, тяжкого труда. Улица Колхозная – одна из первых в Байрамгулово, именно отсюда пошло наше село. Рядом Водопроводная, по ней возили воду с Миасса на лошадях, а чаще носили на коромысле. Селились по аймакам. И сейчас говорят: здесь аймак ыласын, здесь живут улыстар, а тут – хакау. В переписи 1920 г. адрес начальной школы так и записан: улица Ыласынская.
Люди – живая история
Название озера Аргази (или Аргужа) пошло от башкирского арыу, что значит хороший, добрый хозяин.
Но есть и другие версии, когда народное толкование топонима ведется от корня аргы – дальний, в нашем случае дальний хозяин. Спасаясь от притеснений, в поиске новых пастбищ башкиры пришли в здешние дальние края. Слово «аргужа» ими употреблялось в смысле «отдаленное урочище».
На озере много островов. Липовый получил свое название от растущих на нем лип, редких в наших местах. К сожалению, памятник природы пострадал от серьезного пожара и нуждается в восстановлении. Острова Козий и Свинячий названы от цели их использования. В былые времена местные жители до таяния снегов загоняли на них животных и забирали стадо только поздней осенью. Животные не могли уйти с острова летом, кормовой базы им хватало, а необходимые корма подвозили с берега на лодке.
Место выбрано удачное
История озера весьма любопытна. «С давних пор создано оно искусственным образом. Озеро Аргази, по словам местных башкир, образовалось около 120 лет тому назад на месте обширных болот, затопленных путем возведения земляных плотин», – говорится в «Справочнике по водным ресурсам» 1936 года.
В середине XIX в. предприимчивый мельник Прохоров на протоке, выходящей из озера Аргази, построил мельничную плотину. Не исключено, что она возведена на месте ранее существовавшей и со временем разрушенной. Имеются и другие сведения. Так, в книге В. Борисова «От водяной мельницы до современного предприятия» есть такие сведения: «Осенью 1898 г. купец Кузнецов Василий Иванович торжественно отпраздновал пуск своей плотины и мельницы. Место было выбрано удачное, живописное, удобно расположенное для устройства плотины, в 3 км от города на р. Миасс. Скалистое основание более 600 м в длину. Первая плотина была деревянной, что позволяло быстро убирать все сооружение во время ледохода и весеннего разлива. Но гидроресурсы реки Миасс были невелики и не могли обеспечить развитие мощности турбин. Нужно было сосредоточить водяную энергию в определенном месте и подвести ее к турбинам. Недалеко от улуса Байрамгулово Кузнецов купил у башкирской общины необходимое количество земли и построил деревянный ряжевый водоспуск и плотину, создав таким образом запас воды в озере Аргази примерно в 120 млн. м3, что позволило довести постоянный гарантированный расход воды до 4–4,5 м3/с. Этой энергии давления хватало для получения необходимой мощности привода запроектированной мельницы».
В архивах по истории Башкирии дата строительства плотины не приводится, но говорится, что под Челябинской крепостью в трех верстах в 1767–68 гг. работала мельница, владельцем которой был отставной казак С. Попов. Только в 1928 г. закончилось сооружение современной плотины в трех километрах ниже «прохоровской».
До седьмого колена
У башкир, как и у других народов, издавна существовал обычай составлять родословную. Каждый человек в роду должен был хорошо ее знать. Есть шежере и в нашей семье. По ревизским сказкам 1811 г. и 1859 г. узнала, что род наш начинается с Базапа. Внук его Бакир был мусабиром – смотрителем могилы святого. Были мои предки крепкими хозяйственниками, сообща вели большое хозяйство. Мой прапрапрадедушка Баязит держал много лошадей, скотины, его поля находились в стороне д. Сигаево. Семья была зажиточной, прапрадедушка Шаймухамет смог выучить сына Валиахмета в Мавлютовском медресе, затем отправил учиться в д. Кушаево. Образование, особенно духовное, очень ценилось. Но наступили иные времена, когда Коран пришлось прятать в погребе, скрывать свое образование. В похозяйственных книгах советского времени прадедушка Валиахмат записан как неграмотный.
Пугачевское кладбище на левом берегу Аргазей.
От прадедушки пошел род Валиахметовых. Вали переводится с арабского как владелец, защитник, господин. Ахмет значит знаменитый, прославленный. Часть его сыновей взяла имя дедушки и образовался род Шаймухаметовых. Другие продолжили линию Валиахметовых. Валиахмет Шаймухаметов вместе с другом Зарифом Салимовым были участниками русско-японской и гражданской войн. Сражались героически, прадедушка был ранен. Женился Валиахмет на Ганиафе. Ее предки приехали в д. Мавлютово и были казанскими татарами. Открыли на сбережения три лавки и медресе, были очень богатыми людьми. Но семью раскулачили, отправили в ссылку, спаслись от этой участи только Ганиафа, выйдя замуж, и ее брат, успевший уехать. Семья жила дружно, сообща растили дочерей и сына Сабира. Но Ганиафа умерла, Валиахмет женился на Маймуне из д. Сигаево, у нее тоже были малолетние дети. Семья росла, родились Закир, Миндыбай, Марьям. Валиахмет взял на воспитание детей брата Ситдика: Маргуву и Шакира.
Мука в обмен на золото
Имя моего дедушки Сабира означает терпеливый, выносливый. Он и был таким. Дедушка с 1941 г. находился в трудармии на ЧТЗ, а потом вместе с отцом работал в «Миассзолото». Работа очень тяжелая: сами копали шурфы, вывозили грунт на лошади. Найденное золото сдавали в контору в обмен на продукты – сахар, чай, муку.
Жизнь шла своим чередом. Сабир женился на Миндиамал Савитовне. Родилась она в 1913 г. в д. Аракаево. Во время гражданской ее отца увели белые вместе с лошадью, больше о нем ничего не слышали. Мать Алтынай прятала детей от белых в погребе, чтобы их не убили. Миндиамал вышла замуж за Хидията, он погиб в Великую Отечественную под Боровичами. Бабушка с тремя детьми – Майкамал, Гулжиган и Гайникамал – осталась одна. Жилось тяжело, голодно, работала в колхозе, воспитывала ребятишек. Тогда свекровь и решила выдать ее замуж за Сабира. Он принял и заботился о ее детях, как о родных. Бабушка была доброй, гостеприимной, очень любила ловить рыбу.
На левом берегу Аргазей после снижения уровня воды обнажились старинные захоронения. Старожилы уверяют, что здесь аулия-место могил трех святых.
От их брака родились Мадина, Сания и мой отец Миндагали. Рос он озорным мальчишкой. Имя Миндагали состоит из двух частей: мин (родинка) и гали (дорогой, высокий). На самом деле он был дорог отцу и дедушке, они очень его любили. В детстве папа, как и все мальчишки, любил ловить рыбу, играть в футбол, лапту. Родители привили ему любовь к природе, он много лет работал лесником. Душа любой компании, очень веселый человек. Росли дети, учились в школе, обзаводились семьями, оставляли родительское гнездо, но по-прежнему собираются у родного очага. Мой отец, отслужив в армии, вернулся домой. Здесь встретил Гульсину, они вырастили троих детей – Равиля, Венеру, Флорида, помогают воспитывать внучек Вилену, Алину, Вилию, внуков Айдара, Ильнара и Амира.
История огромной страны складывается из истории каждой семьи, в ней, как в капле, отражается судьба родины. Старшие поколения уходят, а с ними живая история. Не откладывайте изучение жизни своих предков на потом! Придите сегодня к родителям, бабушкам и дедушкам, запишите их рассказы для своих правнуков.
Венера Фаткуллина
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала В. Фаткуллину, А. Архипова, Ф. Шаимову.
Автор Римма Хибатуллина