В реестре населенных пунктов Мухамет-Кулуевской волости 1925 года мы с удивлением откроем для себя названия сел и деревень, которые время стерло с карты Аргаяшского края.
Например, еще в первой четверти XX века значился в «Списке населенных пунктов Башреспублики» квартал Пугачевский, или Пугачев Брод, в 35 домохозяйствах которого проживало 184 человека русской национальности. Названием поселение обязано временам народного восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Вместе с башкирскими конниками Салавата Юлаева его войско захватило и сожгло Чебаркульскую крепость. А место переправы всадников, уходящих от правительственных войск через Миасс, осталось в народной памяти. Как и легенда, что где-то рядом с озером Миассовое зарыт по сей день пугачевский клад.
Рядом с Пугачевым бродом, в квартале Протяженском, жителей было намного меньше – всего 70 человек в 12 домохозяйствах, русских и поляков. На карте Аргаяшского района 1936 года мы найдем южнее башкирской деревни Большой Медияк хутор Вишневский. В нем на 1925 год числились 17 домохозяйств и 91 житель, также русских и поляков. На «польский след» в районной истории районных краеведов вывел Бронислав Францевич Залесский. 175 лет назад судьба занесла этого политического деятеля, журналиста, издателя, историка и художника в наши края, а именно в Мухамет-Кулуевскую волость. Свои впечатления он оставил в рисунках, хранящихся сегодня в Государственном историческом музее. На них деревня Кулуево в VI кантоне Оренбургской губернии Российской империи, деревенская мечеть, деревенские виды.
Кто вы, Бронислав Залесский?
Он родился в 1819 году в Вызне Слуцкого уезда Минской губернии. Родители Франтишек Залесский и Михалина Дзеконская – дворяне. Получив домашнее воспитание, Бронислав окончил курс гимназии, затем в 1837 году поступил в Дерптский университет – нынешний старейший университет города Тарту. Через год за участие в студенческом кружке был исключен и арестован. Два года провел в тюрьме под следствием, затем выслан под надзор полиции в Чернигов. Ссылка не помешала ему окончить Харьковский университет. Вернувшись в Вильно, он вновь связался с единомышленниками, мечтающими вернуть Польше независимость. Последовал второй арест и более суровый приговор – отправка рядовым в Оренбургский военный корпус. Именно здесь он познакомился с сослуживцем и поэтом Тарасом Шевченко. Во время службы в 7-м линейном батальоне (Златоуст) Залесский побывал в наших местах. Это был период с 1847 по 1855 годы, когда кантон был VI, на рисунках сохранена эта нумерация.
Можно предположить, что его привело в Мухамет-Кулуевскую волость желание встретиться и повидать земляков. Поляки в Оренбургскую губернию ссылались начиная с первого раздела Речи Посполитой в 1772 году. Идеи возрождения ее былого величия, независимости от Российской империи приводили к заговорам, попыткам восстаний. После их подавления и суда участников ссылали, в том числе и в наши места. Вслед за ссыльными приезжали семьи. Поляки старались селиться в русских деревнях, отсюда смешанный национальный состав того же Протяженского квартала и хутора Вишневский. Многие оседали, другие стремились вернуться на родину. Бронислав Залесский, окончив службу, уехал в Париж, возглавлял Польскую библиотеку в столице Франции. Умер от туберкулеза в Ментоне, похоронен в Париже.
Разделили общую судьбу
Поляки, решившие навсегда связать жизнь с Россией, вместе со всем народом прошли через тяжелые испытания Первой мировой, революции, гражданской войны, репрессии. Краевед Варис Сиражитдинов нашел в списках репрессированных жителей Аргаяшского района и формуляры уроженцев Польши. Это Стефан Тосифович Крук, родившийся в Радомской губернии Польши в 1899 г., Павел Михайлович Докудовец 1870 года рождения, родом из деревни Яблонь Родинского уезда Седлецкой губернии в Польше. Иван Иванович Рацинбуржинский родился в 1908 году в польской деревне Дергачи. Иван Алексеевич Гапов, 1894 года, также уроженец Львовского уезда Польши. В 1938 году он работал кладовщиком в колхозе «Алга» деревни Малая Утракова. 11 марта его арестовали, уже 15 апреля вынесен приговор – за контрреволюционную деятельность высшая мера наказания. В апреле 1960 года он полностью реабилитирован, как и многие безвинно осужденные жители нашего района разных национальностей.
В ходе раскулачивания исчез с карты района польский хутор Харанжак, стоявший неподалеку от деревни Курамшина в Алишевском сельсовете. Название свое он получил по фамилии семейства, проживавшего здесь. В 1931 году закрытым заседанием Аргаяшского райисполкома после описи и изъятия имущества Леонид, Людвиг Закентьевич, Людвиг Степанович Харанжаки были высланы за пределы Башкирии. Тогда еще тройки НКВД ограничивались высылкой, а не расстрелом.
В том году подверглись депортации около 1000 человек, записанных в кулаки. Большая часть из них – башкиры Аргаяшского района. Причиной названы нежелание исполнять госплан, низкий процент желающих вступить в колхоз и ведение личного хозяйства. Многие были отправлены в Сибирь, поселок Черная гора близ г. Прокопьевска. Галиулла Тухватуллин, Даут Абдуллин, Галит Абдрахманов, Ишмухамет Аменев, Мухаметгалей Сулейманов, Мухамет Юнусов, Иван Колотушкин, Константин Колотушкин, Иван Петрович Лукьянов, Максим Михайлович Маскин, Хафиз Кадыров, Байгужа Даутов, Архип Бойченко, Людвиг Степанович Харанжак, Такиулла Зарипов, Сахау Якупов, Хасан Ишмухаметов, Сабир Бикбулатов, Федор Петрович Лукьянов, Леонид Харанжак, Андрей Колотушкин, Константин Корнилов, Иван Михайлович Маркин, Иван Михайлович Корнилов, Людвиг Закентьевич Харанжак, Василий Васильевич Колотушкин, Галей Тимирбулатов – все эти люди решением июньского закрытого заседания Аргаяшского райисполкома были высланы. Немногим удалось вернуться в родные места.
И сегодня в нашем районе живут потомки тех первых польских переселенцев. Память о судьбе предков хранится в семейных архивах. Будет интересно, если кто-то из них поделится с «Восходом» своей семейной историей.
Римма Хибатуллина, главный редактор/vk.com/rimma_hibatullina
Рисунки Бронислава Залесского из Государственного исторического музея