Интервью с главным врачом Аргаяшского района Николаем Панковым.
– Николай Евгеньевич, какова у нас ситуация с коронавирусом?
– На утро 3 июня зарегистрировано 43 случая, но данные меняются ежедневно. Нужно пояснить: 43 случая не значит, что все эти люди болеют именно в районе, немало тех, кто у нас прописан и пополняет нашу статистику. Так, есть пациент, который лежал почти месяц в больнице Челябинска, а у него в анализах высеялся коронавирус. Значит, он инфицирован там, но прописка аргаяшская, и его вносят в нашу базу. Жители, у которых выявлен и подтвержден ковид, находятся на лечении в челябинских больницах, благо, развернутый коечный фонд позволяет – минздрав постарался. Мы можем спокойно увозить пациентов в специализированные отделения и больницы для ковидных больных. Наша задача – отработать контакты, провести забор анализов, проконтролировать. Несколько пациентов, имеющих положительный тест по ковиду, находятся у нас под наблюдением, но у них бессимптомное течение болезни. Больного увезли на КТ-фильтр, получили результат: по легким все нормально, температуры нет, и вернули обратно на лечение. На первых порах мы всех отправляли в Челябинск, сейчас некоторых оставляют у нас. Это обычная практика, отработанная в Москве, Питере. Главное, чтобы эти больные понимали, что он может не болеть, но при этом являться носителем и заразить других, если не соблюдать меры самоизоляции.
– Район долго держал оборону от инфекции. Как вы считаете, чем вызван такой резкий рост?
– Да, район хорошо держался. Частично в этом заслуга медиков и жителей, частично доля везения. К нам всегда приезжало много людей – это специфика территории. Из-за границы возвращались, более сотни человек. Потом на контроле оказались приехавшие из Москвы, Питера. Нам везло, что среди них не было больных, всех прибывших мы принимали на месте, отправляли на самоизоляцию. Но это обстоятельство сыграло с нами плохую шутку: у людей пропало чувство опасности. Многие решили: это где-то далеко, у нас инфекции нет, нам повезет. Хотя медики не переставая говорили: не надо расслабляться, будьте бдительны! Потом первый случай, второй, третий. При этом было непонятно, откуда и как пришла инфекция, первые подтвержденные случаи пневмонии оказались у сельчан, которые никуда не выезжали, не контактировали с больными. Казалось бы, откуда? Откуда угодно. Вторым фактором риска стали массовые мероприятия. Несколько пациентов заболели после того, как побывали на одних похоронах, ведь попрощаться с умершим приезжают отовсюду: из Москвы, Башкортостана, Свердловской области.
– Медики ежедневно и не раз могут столкнуться с больным коронавирусом. Как обеспечена защита ваших сотрудников?
– Мы хорошо понимаем, что любой пациент может быть инфицирован, даже если у него нет симптоматики. Такая пациентка у нас тоже проходила через приемный покой. Вирус маскируется под другие болезни, трудно даже предположить, что на самом деле мы имеем дело с ковидом, поэтому снижен плановый прием в поликлинике, стараемся больше проводить работу на дому. Если поступает обращение, что у человека есть температура, не рекомендуем идти в поликлинику, просим вызывать «скорую», специалисты приедут, оценят ситуацию и примут решение: везти в Челябинск или оставить здесь на лечении. На входе разделяем поток: проводится замер температуры, если она повышена, то человека направляем в отдельное крыло, иначе он может пройти по всей поликлинике.
То, что вирус добрался к нам позже, дало возможность подготовиться. Средства индивидуальной защиты мы закупали сами, минздрав выдал по разнарядкам, спонсоры помогли. Огромное спасибо «Боллу», Русской медной компании. С их помощью районные медики полностью обеспечены средствами защиты, в том числе экипирована спецбригада на выезде. Кстати, еще одна добрая новость: благодаря «Боллу» у нас появится еще одна машина «скорой помощи».
Надо сказать, борьба с пандемией нас сплотила, заставила многие службы работать в тесном контакте, эффективно. Сейчас плотно сотрудничаем с Роспотребнадзором, полицией, администрацией, предприятиями ЖКХ, которые обрабатывают жилой сектор. Механизм взаимодействия начинает работать так, как должен работать на самом деле. Отдельная благодарность райадминистрации. У нас нехватка транспорта, по решению главы района И. Ишимова нам в помощь выделили две машины. Это дало возможность сформировать не одну, а три спецбригады для забора анализов. Если учесть, что в день проводится 100–300 тестов, понимаете, что транспорт задействован с утра и допоздна.
– И все-таки избежать случаев заражения медиков не удалось.
– Медицинские работники (о сотрудниках профильных крупных ЛПУ, которые работают в «красной зоне», лечат ковидных пациентов, даже не будем говорить) сегодня на острие атаки, потому что к нам идут больные люди. Этим все сказано. Да, у нас заболели несколько сотрудников, они госпитализированы. Занос инфекции был извне, не от пациента. Пришлось сотрудников отправить на лечение, контактных с ними – на карантин. Сразу закрыли детскую поликлинику, благо, была пятница. За субботу и воскресенье сами обработали помещение, потом прибыла специализированная дезстанция, провели двойную обработку. Пришлось вывести из отпуска сотрудников, в урезанном составе со вторника помощь начала оказываться. То же самое случилось с военкоматом. Есть приказ всех призывников перед отправкой проверять на коронавирус. Обнаружился бессимптомный случай инфекции. Пришлось всю группу отправить на самоизоляцию, заменить состав, хотя для небольшой райбольницы это сделать сложно, в комиссии задействованы узкие специалисты.
Положительную роль сыграло формирование резерва, даже при ограниченных кадровых возможностях мы решили эту задачу. Понимали, что если случится вспышка в ЛПУ, нужны будут сотрудники, не контактировавшие с заболевшими. Благодарен сотрудникам, что все с пониманием относятся к тому, что могут отозвать с отпуска, заменяют выбывших коллег. Вообще надо понять, какую колоссальную работу проводят минздрав, все медицинские организации, рабочие штабы. У работающих в штабе с марта до сегодняшнего дня было лишь два выходных – на Пасху и 9 Мая. Надо отдать должное коллективу больницы: команда отработала на пять баллов. Я доволен нашей работой, работой «скорых», инфекционистов, штаба, который трудится с 8 час. и допоздна. Объем поступающей информации огромный, надо переработать, внести данные в электронную базу. Если не внесем данные о пациенте, у которого взяли мазки, лаборатория не сможет принять анализы. Все взаимосвязано. А когда в сутки отвозим в лабораторию по 100–300 анализов, представляете, какая это колоссальная работа. Поэтому хочется попросить всех понять, что мы стараемся для вас, но и вы себя поберегите. И когда, надеюсь, пандемия спадет, мои сотрудники смогут вздохнуть спокойно. Люди работают на износ.
– Ваш прогноз: как будет развиваться ситуация?
– Это зависит в первую очередь от жителей, насколько правильно они будут вести себя. Да, правила просты: социальная дистанция, маски, самоизоляция, если есть постановление. И если вас отправили на самоизоляцию, то нужно ее соблюдать, а не говорить: я только за хлебушком схожу или на рынок сбегаю. Все будут вести себя подобающим образом – пандемия уйдет. Если будем наплевательски относиться к опасности, надеясь на авось, то такая ситуация продлится долго. Безусловно, мы надеемся на вакцину, но ее сейчас нет. А пока надо постараться сделать так, чтобы заражаться как можно меньше.