Аргаяш-Медиа
8 (951) 771-20-75

Реклама на сайте,
в газете и соцсетях

Газета «Восход»

Подписка, реклама.

Вот моя деревня. Деревни Аракаево, Туракаево.

Много времени прошло, но живы д. Аракаево и Туракаево, только не поймешь, где граница между ними?

Историческая справка: Аракаево, деревня.

Основана в середине XVIII в. башкирами Айлинской волости. В статистических документах часто именовалась Ракаева. Жители разводили скот, выращивали зерно, лен, коноплю. В 1889 г. построена мечеть. В советский период здесь размещалось отделение совхоза «Аргазинский».

Туракаево, Сигаево, деревня.

Туракай – уменьшительно-ласкательное от слова «тура» – умный. Основана после 1900 г. как выселок из д. Ракаево-1. По данным статистики, в 1916 г. в Туракаево числилось 34 двора, имелась лавка, 87 жителей. В 1930 г. организован колхоз «Море», которому принадлежало 1818 га земельных угодий. В 1945–56 гг. относилась к Кулуевскому району. После затопления деревень состоялось переселение населения: жителей д. Сигаево – в 1937 г., а д. Аракаево – в 1945 г. 

Две деревни – две сестры

Когда-то почти вся родня моего мужа Тимура Фаткуллина со стороны матери и отца жила в деревнях Аракаево и Сигаево, здесь же проживали родственники бабушки Миндиамал Савитовны. Она родилась в 1913 г. Что мы знаем об этих деревнях? Обратимся к книгам.

Аргазинское водохранилище образовано в результате двухкратного подпруживания проточного озера Аргази, в него впадает и вытекает река Миасс. Различные типы ландшафта, крупный водоем, богатый рыбой, привлекали в древности не только жителей леса, но и степей. В археологических памятниках Аргазинского водохранилища встречаются элементы как лесных культур, так и степных. Особенно ярко эти сочетания проявляются в эпоху раннего железного века и средневековья, когда на территорию вторгаются племена сарматоидной лесостепной гороховской культуры. Где-то со второй половины VIII в. н.э. начинается проникновение раннебашкирского населения, активно заселяющего район. Во время обмеления водохранилища в середине 1970-х гг. территорию обследовали археологи, открыв памятники, ушедшие на дно водоема после строительства плотины. О них можно подробнее узнать из книги «Археологические памятники Аргазинского водохранилища (эпоха камня и бронзы)» (1993 г.).

Кельтский след на аргазинской земле

Исследования проведены сотрудниками Уральской археологической экспедиции в 1975–1980 гг. В ходе работ найдены памятники неолита и ранней бронзы. В поселении Сигаево-3 собран материал, среди находок фрагменты керамики черкаскульского и межовского типов. Но самые яркие найдены жителями Сигаево. Это бронзовый кельт самусьско-кижировского типа. Кельт – боевой топор, названный так в честь племени, которое изобрело его. В те времена оружие считалось на вес золота, будь оно из меди или бронзы. Такой топор помогал рубить дрова, охотиться, воевать, защищаться от врагов. 

Раскопки проведены и на о. Перевозный. В древности, до подпруживания озера Аргази, он был, видимо, частью северо-восточного берега озера в районе впадения в него реки Миасс. На северной части острова, на склоне мыса, обращенного к поселению, находился могильник Перевозный-1, оставленный, вероятно, черкаскульским населением. Еще одной из ярких находок в поселении Сигаево-3 стала антропоморфная скульптура, изготовленная из талькового камня, вероятно, эпохи ранней бронзы. На верхней части талькового стержня углублениями изображено лицо человека, манера исполнения близка к изображениям первого уральского типа.

В материалах по истории Башкирской АССР (1936 г.), в документе от 1695 г., ранее ноября 16-1696 г. мая 22, есть запись «Дело о спорных землях башкир на Сибирской стороне Урала». В ней говорится: «…и они башкирцы бежали с тех земель за камень в Уфинский уезд на прежние свои жилища, Уракайко, Барангулко». В избранных трудах по ономастике Ф. Хисаметдинова находим упоминание о д. Ракаево (Карасина). Зафиксирована она в 1776 г. в Кара-Табынской волости Челябинского уезда. В 1737 г. отмечается старшина Каратабынской волости Аракай Исенбаев. В список населенных пунктов Оренбургской губернии 1891 г. вошла д. Ракаево-1, расположенная на берегу озера Аргази. В ней числится 53 двора, 369 жителей. На реке Миасс находится Ракаево-2 – 11 дворов и 80 жителей. Обе деревни относятся к Мухаметкулуевской волости.

На одной из фотографий семьи Рахматуллиных сохранился момент праздника Каргатуй в д. Сигаево.

Он справлялся ранней весной или в начале лета, посвящался пробуждению природы. Участвовали в нем только женщины, девушки и дети. Каждая приносила с собой стакан сметаны или масла, муку, сладости, выпечку.

Пока пожилые в большом казане над костром варили кашу, молодые развлекались. Дети играли, девушки, молодые женщины плясали, пели частушки, песни. Надевали на праздник все самое лучшее: вышитые фартуки, разноцветные платья с оборками и большие платки, разукрашенные тесьмой и монетами. Всю одежду шили и украшали вручную.(фото 1957 г.)

От кого пошел наш род

Огромный пласт интереснейшей информации дает «История башкирских родов». Всем интересующимся своей родословной советую обязательно познакомиться с этой фундаментальной работой башкирских историков. В 25-м томе, посвященном айлинцам, находим следующую важную информацию. В верховьях р. Миасс (ныне Аргазинское водохранилище) расположены несколько айлинских селений. В начале XIX в. деревни Ракаева-1 (Аракаево), Ракаева-2 (Карасева) и Туракаево (Трукаево) были тесно связаны друг с другом, относясь к команде старшины Биккула Мулдашбетьева. VI ревизия 1811 г. взяла на учет одну д. Ракаево. Здесь жил сотник Кунырбай Каскулов (75 лет), его сыновья Амин (44), по ревизии 1816 г. – просто Амин, и Абдулфеиз (2), а также внуки Рахметулла (14), сын Амин, Ераткул (14) и Ибатулла (12) Биккуловы.

В последующем они учитывались в д. Малая Ракаева (Ракаево-2) или Карасина. Эта же ревизия взяла здесь на учет 56-летнего Сейфуллу Карасина, видимо, именно с ним связано второе название д. Малая Ракаева – «Карасина тож». С ним учтены сыновья Хабибулла (12), Кинжесурак, брат Нигаметулла Карасин (15). Ревизия 1816 г. обнаружила одну из деревень Ракаево (по всей видимости, Ракаево-2) поселением в 12 дворов, где проживают 38 мужчин и 29 женщин, все они «причислены в 1816 году того же уезда и деревни команды старшины Биккула Мулдашбетьева». Другая д. Ракаево (видимо, Ракаево-1) по той же ревизии состояла из 35 дворов, в которых жили 70 мужчин и 63 женщины. Имеется оговорка, что 10 дворов были «перечислены в 1816 г. того же уезда той же деревни команды старшины Габдрахима Алиманова». Деревня Ракаево-2 позже стала называться Малая Ракаева. Она расположена выше по течению р. Миасс, рядом с деревнями сызгинских башкир Байдаш и Мухамет, ныне на территории Карабашского городского округа. Ревизия 1850 г. обозначила ее как Малая Ракаева («Карасина тож»). В ней было 11 дворов, в которых учтены 54 мужчины и 45 женщин. X ревизией (1859 г.) в д. Ракаевой Малой зафиксировано 11 дворов и 92 жителя (50 мужчин и 42 женщины). Жители указанных деревень были башкирами-припущенниками. Первая советская перепись (1920 г.) также указала все три деревни: в Ракаево-1 в 61 дворе учтено 209 башкир, а в 5 дворах – 23 русских; в Туркаевой в 27 дворах 125 башкир и в одном дворе – 5 татар; в Ракаево-2 в 15 дворах – 70 башкир.

Бой на берегу Аргазей

Историю этих деревень мне рассказала свекровь Гафида Хафизовна Фаткуллина (Садыкова).  Родилась она в тяжелые военные годы в д. Аракаево. Магазина не было, приходилось ходить за продуктами на рыбзавод, где была торговая точка. Рыбзавод (селение Рыбхоз, хутор) находился в километре от деревни. Поселение небольшое, около десятка дворов. В похозяйственной книге 1941–1942 гг. записано, что старостой был Сергей Сатонин, директором предприятия – Павел Блинов, упомянуты также Илья Новиков и Иван Кожарин.  Хуторяне работали на рыбзаводе, дети учились в Аракаевской начальной школе. В дальнейшем предприятие закрыли, люди разъехались.

В Аракаево и Сигаево мечети не было. Жители ходили в соседние деревни, нужно было сделать записи: кто родился, умер, женился, развелся. К приходу мечети д. Байрамгулово относились жители д. Ракаево-2, часть населения Ракаево-1, оставшиеся жители Ракаево-1 ходили через Миасс в мечеть д. Халитово. Старожилы вспоминали, что в 1889 г. в Аракаево была построена мечеть, но простояла недолго, ее разрушили с приходом советской власти. В памяти родителей сохранилось, как распилили минарет и скинули вниз.  Верующие осуждали тех, кто пошел на такое святотатство. Аракаевцы скрытно собирались в доме дедушки и бабушки Гафиды – Мухамет-Садыка и Адельбану Кумыровых, учили арабский язык, читали намаз.  Мама Гафиды Забира была невесткой в доме, не успевала ставить самовар для приходивших на обучение.

Сохранились в рассказах родственников и годы гражданской войны. Красноармейцы настигли белых за Аракаево и Сигаево, на берегу Аргазей. С белогвардейцами уходили несколько богатых семей, отступавших окружили, произошло сражение. Один из убитых белогвардейцев так и остался в чаще на заблудившейся лошади. Местные мальчишки сняли с него саблю, наган. На месте боя осталась даже тачанка. По-видимому, обоз отступавших разграбили. На этом месте ребятня позже находила бусинки.

Трудно жилось в коллективизацию и во время раскулачивания. Отца, участника войны Халима Гайфуллина из д. Аракаево, убили из-за того, что он был муллой. Отца Гафията Изельбаева Малдыбая отправили в ссылку, т.к. он был помощником муллы – мадзином. Сослали его в Ленинград, где он в 1929–1939 гг. ремонтировал обувь. Вернулся в родную деревню и вскоре умер. Хафиз Садыков запомнил, как одного односельчанина признали кулаком, привязали к лошади и проволокли по деревне.

Военное лихолетье

Гафида Хафизовна вспоминает, как холодно и голодно было в годы Великой Отечественной. Ее брат Хадей Хафизович Садыков родился в 1928 г. «Когда началась война, – рассказывал он, – мне было 12 лет. Мы с отцом рыбачили на озере Аргази, недалеко от берега. Прибежал братишка Тимержан и закричал: «Война началась!» Быстро собрали удочки и побежали домой».

Мать вместе с взрослыми собирала на поле мерзлую картошку, маленькую Гафиду оставляли одну дома. Из этой картошки (чумəн) делали лепешки. Собиравших остатки урожая на поле сельчан гонял, бил кнутом объездчик.

Отца Хафиза Садыкова забрали в трудармию, до 1947 г. он работал на заводе в г. Челябинске. Все с нетерпением ждали весточки с фронта, так как у многих воевали мужья, сыновья, братья. Не все вернулись домой. Пропал без вести в Воронежской области Магафур Садыкович Садыков – брат Хафиза. Он только женился, у него родилась дочь Мадина. На сайте «Мемориал» о нем такая информация: «Родился в 1909 г., Байрамгуловский с/с, дер. Туракаева, колхоз Море. Призван 23.06.1941 г., пропал 12.08.42 г. Жена Садыкова Шафгана. Байрамгуловский с/с». 

После войны днем мать вязала снопы, я помогала, а ночью она сторожила зерновой склад в Аптрашево. Отец после трудармии работал в рыбхозе рыбаком, тянул сети и сдавал рыбу. Местные жители, чтобы прокормить семью, ходили в г. Карабаш: продавали рыбу, яйца, ягоды на базаре. Покупали на вырученное товар. Добирались до города пешком, зимой на санях через озеро, деревню Карасево, «золотую гору». Летом с котомкой шли вкруговую, если был лодочник, ему платили за перевоз. Были в деревне и «спекулянты», которые возили собранный товар на продажу в Карабаш, привозили взамен хлеб. Могли и сразу обменять рыбу или яйца на хлеб. Некоторые семьи на базар не ходили, отдавали выращенное и собранное спекулянтам. Дрова возили из леса на маленьких санях, зимой запрягали в них быка и через озеро на острова.

Однажды мы с отцом поехали за дровами на остров «Ак туба». Я была во втором классе. Нагрузили много дров, но бык не сдвинулся с места. Отец его уговаривал, но тот, обидевшись, лег. Отец убрал немного дров, но упрямец даже не сдвинулся. Тогда папа выгрузил все с саней, распряг быка, а тот встал и убежал. Отец за ним. Я осталась одна, страшно, темно. Учитель Халил агай как раз задал учить таблицу умножения. Переживала сильно, что не успею выучить.  Зачем меня отец с собой взял? Знаю, что на острове в одном месте была могилка. Мне от этого еще страшнее. Так и сидела, тряслась, ждала. Отец еле-еле привел быка, запряг, загрузил дрова, поехали домой. Помню, летом он на лодке привозил липовое лыко, мы его складывали в воду, делали вехотки для бани.

А помните нашу школу?

В д. Аракаево была начальная школа. В музее сохранилась фотография учеников вместе с учителями Мухаметом Тайсиным и М. Шаимовой. Снимок 1935 г., на нем много деревенских детей, на чьи плечи вскоре лягут все тяготы войны. Саму школу на фото не видно. За воротами только кусочек крыши, в открытую створку угадывается сарай или навес, крытый соломой. Скорее всего, школа – это дом раскулаченной семьи.

Здесь и училась Гафида. Она вспоминает, что в здании было две комнаты. «Нас вначале учила Маулида Зиннатовна Валеева, потом ее муж Халил Валеевич», – рассказывала Гафида Хафизовна.

На фотографии 1953 г. ученики Аракаевской начальной школы вместе с учительницей Сарой апай. Школьники 1–4-х кл. гордо держат учебники. В это время было трудно с школьными принадлежностями, имелись они только у тех, чьи родители могли приобрести в Карабаше. Чернила – редкость для деревенских детей, иногда приходилось получать  подзатыльник от одноклассника, если тихонечко макнешь свое перо в его чернильницу. Некоторые учились в одном  классе несколько лет, порой вовсе бросали учебу,  чтобы помогать родителям на ферме колхоза «Море».

Дальнейшее обучение продолжалось в Байрамгуловсой школе. Но прежде нужно сдать экзамены по математике и русскому языку. Приезжие из деревень жили в интернате, а по выходным пешком шли домой.  Приходилось зимой идти по сугробам в мороз и метель, осенью и весной в дождь и слякоть.

После войны, в 1958–1959 гг., между деревнями построили новую Аракаевскую начальную школу. Учителя в ней менялись постоянно, жить им было негде, приходилось снимать квартиру или уезжать. Здесь учительствовали Фагиля апай, Сара апай, Зайнап апай, Филат Филатович Гадеев, Тайфур Аюпов, Мадина апай, Гафият Изельбаев, в последние годы – Гильминур Изельбаева. Аракаевскую начальную закрыли в 1980-е гг.

Много времени прошло, но живы д. Аракаево и Туракаево, только не поймешь, где граница между ними? И местных жителей осталось совсем мало, в основном здесь живут дачники, ведь расположены деревни на прекрасном месте: и лес, и озеро рядом. Не зря и колхоз назывался «Море».

Венера ФАТКУЛЛИНА.

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Сначала старые
Сначала новейшие Популярные
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии