Аргаяш-Медиа
8 (951) 771-20-75

Реклама на сайте,
в газете и соцсетях

Газета «Восход»

Подписка, реклама.

Вот моя деревня. Норкино

Деревни нашего Норкинского поселения – это не только улицы и дома. Главное – это люди, чьи судьбы неразрывно связаны с малой родиной.

Историческая справка

Норкино, Сатлыково, деревня.

Ревизские сказки 1795-1859 гг. называют д. Сатлык, второе название Агаскуль. В ней 20 дворов и 158 жителей, башкир рода табын. Большая часть деревень табынских башкир находится именно на территории нынешнего Аргаяшского района. В 1811 г. здесь уже числится 30 дворов и 103 мужчины. В их числе есаул Абдулмажит Калимбетов, которому в 1816 г. было 45 лет. У него учтены сыновья – Габдулгазиз (21 год) и Денислам (1 год). По соседству с ним проживали братья: Абдулвалит (сыновья Шаймрат и Шаймардан), есаул Мухаметрахим (сыновья Баймухамет, Динмухамет и Мухамет-Амин), Ишмухамет Калимбетовы. В деревне живут хорунжий Забир Касаев (34 года), старейшему жителю Ракаю Унгарову 71 год. В 1816 г. в д. Сатлык проживают 104 мужчины, 107 женщин в 37 дворах.

Расположена деревня при озере Аргаяш, чуть севернее с. Аргаяш. Но вот что интересно: на карте 1919 г. указано две деревни Сатлыково: Старое Сатлыково – чуть севернее с. Аргаяш, которое называется Яргаяш или Ракаево, и еще севернее – д. Сатлык, только теперь именуется она Норкино. Название Ракаево у Аргаяша, по-видимому, связано с именем старожила этих мест – Ракая Унгарова. По переписи 1859 г.  видно, что д. Сатлыково (Норкино) быстро разрастается: здесь уже проживают 320 человек, а к учету 1916 г. численность жителей деревни достигает 531 человека.  К этому моменту Старое Сатлыково стало частью с. Аргаяш, в котором числятся 542 жителя в 121 дворе.

Факты истории

Осенью 1910 г. Екатеринбургское земское собрание провело особое совещание, посвященное улучшению образования в башкирских селах.

В ходе обсуждения участниками 41 сессии было отмечено, что только в д. Сатлыково башкирская школа имеет приспособленное здание, школу опекают и поддерживают братья Агафуровы. Остальные башкирские школы ютятся в избах. 

В 1930 г. в д. Сатлыково был организован колхоз, носивший имя «Аванград». С 1934 г. До Великой Отечественной войны хозяйству принадлежало 1750,49 га земельных угодий. Колхозники выращивали зерновые культуры, овощи, картофель, разводили крупный рогатый скот, овец и лошадей. В деревне работали изба-читальня, клуб, пекарня, баня. В 1970 г. на территории Сатлыково (Норкино) располагалась бригада колхоза «Урняк». В 1990 г. она вошла в АО «Урняк».

Языком цифр

По переписи населения 1926 г. в Аргаяшском кантоне Башкирской АССР насчитывался 100851 житель, из них башкир – 40984, русских – 31897, мишарей – 17532, татар – 1127.

Постановлением ВЦИК от 3 сентября 1919 г. была образована Челябинская губерния, в которой сохранил свой статус Аргаяшский кантон. В него входили четыре волости: Аргаяшская, Буринская, Кунашакская и Мухамет-Кулуевская. В соответствии с постановлением ВЦИК РСФСР в ноябре 1923 г. была создана Уральская область с центром в Екатеринбурге, состоявшая из 15 округов. 17 января 1934 г. ВЦИК принял постановление «О разделении Уральской области», на ее территории были образованы три области: Свердловская, Челябинская и Обско-Иртышская. Этой же датой принято решение передать Аргаяшский кантон вновь созданной Челябинской области. Первоначально на базе двух районов – Аргаяшского и Кунашакского – был образован Аргаяшский башкирский национальный округ в составе Челябинской области, но уже через десять месяцев в ноябре 1934 г. он был упразднен постановлением ВЦИК РСФСР. Созданы два самостоятельных района – Аргаяшский и Кунашакский.

Все начиналось с дедушки Нурка

Основателем Норкино считается дедушка Нурк (примерная дата основания 1820–1830-е гг.). Нурк – потомок Игимбета (1723 г.р.) – родился в 1807 году в д. Сатлыково. Дед Ишберды (1695 г.р.) жил в д. Сатлыково, по данным ревизских сказок.

В деревне было несколько домов, коренные жители – Кинжагуловы, Хабибуллины, Юлбаевы, Умурзак Юмагулов (дедушка ныне живущего в д. Норкино Рафика Юмагулова), Файзуллина, Тимербаев, Изангалины, Сисангулов, Хайретдинов, Садрый, Ситдиков.

В годы коллективизации наша деревня входила в колхоз «Авангард». Первым его председателем стал Гимал Нажметдинович Нажметдинов, уроженец д. Сатлыково. Из трех колхозов – «Авангард» (Норкино, Сатлыково), «Берлек» (Суфино, Кусембаево), «Урняк» (Бажикаево, Бигарды) – образовался колхоз «Урняк». В 1944 году председателем колхоза назначили Кабира Ишмурзиновича Бикметова (его комиссовали после тяжелого ранения).

В колхозе «Урняк» были сады, развивалось овощеводство. В конце шестидесятых нам было по 10–13 лет. Мы работали в овощеводстве. Руководил работами овощевод Ульмаскул Гатауллин. Занимались прополкой, посадкой капусты, турнепса, огурцов, лука-батуна, поливкой, уборкой овощей. Получали зарплату от 18 до 33 рублей и на нее могли купить школьную форму. В возрасте 15 лет и старше помогали колхозу косить сено, сгребали, с песнями возили на сенной двор на грузовых машинах или тракторах. 

В памяти остался момент, когда мы косили сено на 11-й плотине. Жили в шалашах. Сохранилось фото, где Дина Зарифовна, Салима, Тансылу, Асия Шайгалеевна, Райса Ситдикова, Марзия, Закира, Гульниса, Гульсум, Магира, две Мавлиды. После работы до двух часов ночи устраивали танцы, с шести утра уже были на ногах. Обед нам варил Гибадулла Изангалин. 1975 год выдался засушливым. Мы серпом заготавливали камыши, крапиву, березовые ветки.  Маратша Валишин был старшим. В то лето после нашего скашивания улицы деревни преобразились, полностью исчезли сорняки.

Вспоминают Гульниса Юмагулова, Асия Тимербаева, Дина Баязитова.

 

 

История одной семьи

Хочу рассказать о прадедушке Мухамадее Рахимове, прабабушках Юмабике Садыковой и Рахиме.

Наш прадед жил и работал в д.  Норкино. Когда началась коллективизация, его избрали председателем колхоза «Авангард». Из детства помню, что он любил охоту и до конца жизни у него была охотничья собака. Когда дедушка умер, она ушла со двора и не вернулась. Бабушка Юмабика была старшей женой. У них с прадедом было двое детей: дочь Хасбиямал и сын Шамиль – это мой отец. С младшей женой Рахимой детей не было. Они усыновили Камиля Тагирова (называли его Амиром) и крошечную девочку Майсару. Бабушка Юмабика кормила малышку грудью. Надо было жить, растить детей. Тогда бабушка Юмабика стала работать хлебопеком у Морозовых. До сих пор многие сельчане вспоминают, какой вкусный хлеб она пекла. Обе бабушки всегда были желанными и дорогими гостями в большой семье тети Майсары.

Незадолго до смерти прадед попросил бабушку и нашего отца с семьей переехать к нему поближе. Мы вернулись в д. Норкино, купили небольшой обмазанный глиной домик, стали строить новый. В семье было пятеро детей, несмотря на трудности наша мама Губайда Нугамановна Садыкова вырастила всех, подняла на ноги. Мы дружно с мамой летом собирали ягоды, грибы, продавали, готовились к школе. Наш папа Шамиль Садыков (он взял фамилию отчима Валея Садыкова) всю жизнь посвятил животноводству. Красиво пел, заботился о детях. Мама играла на мандолине. В то время музыкальных центров не было, молодежь подходила к нашему дому и упрашивала ее прийти в клуб с мандолиной. Она играла, молодежь плясала и танцевала.

Мавлида Фахретдинова (Садыкова).

 

 

Люди земли норкинской

Деревни нашего Норкинского поселения – это не только улицы и дома. Главное – это люди, чьи судьбы неразрывно связаны с малой родиной.

Мы хотим рассказать о земляках, кому выпало пройти дорогами войны, кто в тылу своим героическим трудом на полях и фермах приближал победу, кто восстанавливал послевоенную экономику сельского хозяйства. Среди таких людей Аскапъямал Гизятовна Кинжагулова, 1900 года рождения. Горькая судьба досталась этой хрупкой женщине. В три года осталась сиротой, росла у дяди в д. Соболево. В годы войны трудилась на трех-четырех работах. Семья жила бедно, своего дома не было, ютились то в сельсовете, то в школе. Аскапъямал выдержала все тяготы войны и смогла воспитать прекрасных детей, помогала растить внуков. Дождалась и правнуков, покупала им подарки и гостинцы на свою мизерную пенсию.            

Семью Юмагуловых с полным правом можно назвать фронтовой. Сыновья Гадельша и Мугарапша – участники Великой Отечественной войны. Мугарапшу призвали на службу в ряды Красной Армии еще в 1939 году, где его и застала война. С фронта успел написать всего пару писем, в начале 1942-го пропал без вести. Через год принесли повестку на фронт Гадельше. Он попал в отдельный стрелковый полк. 7 ноября 1944 года был тяжело ранен. Очень долго лечился. Вернулся домой только в начале 1948 года.

Все это время фронтовика ждала его суженая Фархана, жизнь и судьба которой тоже была искалечена войной. Подростком она работала штурвальной на прицепном комбайне «Сталинец». Помогала пожилому механизатору очищать технику от соломы и половы. При очистке жатки от налипшего мусора наставник по неосторожности включил механизмы. Длинная коса намоталась на режущий механизм. С волосами содралась кожа на голове. 16-летняя девушка стала инвалидом II группы.

В семье Юмагуловых родились шестеро детей, к сожалению, двое умерли в младенчестве. Остальные благополучно росли, учились, радовали родителей. Но семейное счастье продолжалось недолго. В 1958 году Гадельша умер от фронтовых ран. Фархана Хафизовна вырастила детей, дала образование и привила любовь к труду. Она была удостоена звания «Ветеран труда».

В семье Фарханы Юмагуловой выросла и ее племянница Шавгана Асатовна Сафарова, имеющая непосредственное отношение к знаменитой милицейской династии Сафаровых. Она родилась в 1939 году. В 8 лет осиротела. Окончила 4 класса. Трудовую деятельность начала в колхозе «Авангард». В 1957 году ее посватали за  Шакура Ильясовича Сафарова. Он тоже был сиротой. Пас табун в деревнях Сатлыково и Норкино. Пошел по стопам отца – стал работать в отделе внутренних дел. В семье родились двое детей. Оба получили высшее образование. Сын Мансур всю жизнь посвятил аргаяшской милиции, на протяжении многих лет возглавлял районный отдел внутренних дел, у дочери Зифы тоже юридическое образование.            

Детство Фаи Хакимовны и Рашита Ильхужевича Юмагуловых выпало на тяжелые военные годы. Фая родилась в д. Норкино за год до начала Великой Отечественной. Отца Хакима Мурзаханова она не помнит, он погиб в 1944 году при освобождении Румынии. Похоронен в д. Киржицы Ясского уезда. Окончив шесть классов, начала работать, сначала разнорабочей, в 16 лет стала дояркой в колхозе «Урняк», повзрослев, перешла санитаркой в медсклад Аргаяша. Став женой Рашита Юмагулова, поехала с ним осваивать целину в Брединском районе. Через три года молодая семья вернулась в родные края. С 1971 года Рашит Юмагулов работает шофером в колхозе «Урняк». Супруги воспитали троих детей.

Пятилетним ребенком провожала отца на войну Манзума Хидиятовна Бадретдинова. Манзума апай вспоминает: «Мы пришли на берег озера Смолино. Кто-то крикнул: «Хидият, твоя семья прибыла». Отец прибежал и поднял меня на руки. Мы пробыли с отцом три дня, затем он ушел на фронт. Мама Разия  Абдулвалеева охраняла колхозные пшеничные поля. Вечером, перед тем как пойти на работу, давала бабушке две горстки зерна. Мы растягивали эту еду на сутки, а иногда и больше».

Раннее детство Камиля Тагирова тоже совпало с войной. Он родился в октябре 1941-го, а его отец Шамиль Шайхиевич Тагиров был одним из 18 добровольцев, ушедших на фронт в числе первых. О своем отце-фронтовике Асылхуже Хайретдинове (1908–1978 гг.) рассказала дочь Мунира: «Папа – уроженец д. Сатлыкова. Ушел на фронт в первые дни войны. Он вспоминал, что их было 50 человек, когда сели в поезд на станции Аргаяш. Но вернулись единицы. Отец защищал блокадный Ленинград. Умирали от голода, холода, болезней и солдаты, и мирные жители города. Получив ранение в начале 1945 года, папа вернулся домой. Примерно к восьми годам я начала понимать значение тех военных наград, с которыми играла. К концу жизни у папы их собралось 9 штук. Сколько еще было потеряно, не знаю.

После смерти первой жены, папа женился на моей матери Мукариме Шариповой. Она приехала в наш Аргаяшский район по распределению после окончания учебного заведения. Одна воспитывала сына Рифа. В 1946 году родилась я. Мама очень любила отца. В четыре года я осиротела. Папа вновь женился, меня вырастила его новая жена Рашида».

Ветеран Великой Отечественной войны Файхуна Насырова родилась в 1927 году в д. Кужабаево. В 1931 году власти, сочтя семью Насыровых зажиточной, отправили их в ссылку в г. Прокопьевск Кемеровской области. Здесь они прожили до 1938 года. Когда трагически погиб отец и от болезни умерла младшая дочь, Насыровы вернулись на малую родину. Файхуна Хидиятовна рано начинает трудовую деятельность. В войну и в послевоенные годы работала на торфопредприятии в д. Булаткино. Всю работу выполняли вручную, Файхуна Хидиятовна была резчиком торфа в течение 15 лет.  Снабжали этим топливом школы, детские сады, больницы, дома жителей. Аргаяшская ТЭЦ работала на этом торфе.  Перед пенсией Файхуна трудилась разнорабочей в колхозе «Урняк».

Имея всего четыре класса образования, мудрая Файхуна Хидиятовна помогла своим дочерям Альфие и Асие получить высшее педагогическое образование. В ее семье со временем сложилась учительская династия, в ней 12 преподавателей разных учебных предметов. Она помогла вырастить и воспитать семерых внуков, девятерых правнуков, улыбнулось ей счастье увидеть и праправнука. Брат Файхуны Абдулла Хидиятович Насыров – участник Великой Отечественной войны. Был призван в армию с первых дней. Умер от полученных ран в госпитале в марте 1943 года, похоронен в д. Плиссы Псковской области.

Гимал Нажметдинович Нажметдинов – уроженец д. Сатлыково.  В далекие предвоенные годы был председателем колхоза «Авангард», в который входили д. Норкино и Сатлыково. В семье родились трое сыновей – Шайхулла, Фалях, Гарифулла. В начале войны Гимала Нажметдиновича призвали на фронт. Домой с войны пришло несколько писем, последнее в октябре 1941 года. Он писал об ожесточенных боях и просил жену беречь сыновей. Это письмо стало его завещанием. Гимал Нажметдинович попал в плен и несколько месяцев провел в фашистском застенке. В феврале 1942-го он умер. Эту правду об отце сыновья и внуки Гимала узнали почти через 70 лет, шел тогда разговор о передаче останков на Родину. Поиском занималась общественная организация «Память сердца».

Детей воспитывала мать. Работала на Аргаяшском элеваторе, на мальчишках лежали все хозяйственные дела. Сыновья унаследовали от отца трудолюбие и работоспособность. Шайхулла стал железнодорожником, Фалях – трактористом, Гарифулла – металлургом.

О своих родителях рассказывает Заруямал Кинжагулова: «Отец Зыяитдин родился в 1907 году. Ушел на фронт в первые дни войны. Через месяц пришло извещение, что отец пропал без вести. Мама Сарбиямал растила нас одна. Она работала на торфопредприятии. Надо было прокормить и поставить на ноги семерых детей, старший из которых родился в 1929 году, младшая Мадина в 1941-м. Я с 13 лет помогала маме растить младших братьев и сестренок. Работала на зерноочистке, торфопредприятии, была плугарем гусеничного трактора, кантарщиком, на ферме – учетчиком, в школе – техничкой. В то время детям в школах давали молоко. Я его кипятила, приносила в школу и поила школьников».

Нургалей Фахрутдинович Нажметдинов – коренной житель д. Норкино. С трех лет рос с мачехой, образования не получил. Ушел на фронт, воевал. В 1943 году его комиссовали в связи с тяжелым ранением черепа. Он вспоминал самый яркий эпизод фронтовой жизни: «Одни только сутки был я в окружении. Командиром батальона был пожилой капитан по фамилии Мудрый. Взял с собой одного солдата, сделали они вылазку-разведку, перерезали проволоку. Целый батальон без единой потери вывел умный командир из окружения. Немцы ничего не заподозрили. Я служил пулеметчиком. Напарником у меня был 45-летний Иван Калинин. Оберегал меня, учил всему потихоньку. Я называл его просто – отец». За мужество и героизм на фронте Нургалей Фахрутдинович награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени. После войны работал разнорабочим в колхозе «Урняк».

Сиротой была и его супруга Гальминиса Садыковна. В годы войны работала на току, возила сено, валила лес, была стряпухой на поле.  Нажметдиновы вырастили восемь детей.

Они были хорошими любящими родителями, – вспоминает дочь Раиса Гайсина. – Всем дали образование. Мама очень гордилась медалью Материнства. Дорожила она и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».  

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Сначала старые
Сначала новейшие Популярные
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии