Левашево, Хужа аулы, деревня. Основана после 1742 г. башкирами Айлинской волости.
По материалам ревизской сказки 1811 г., здесь проживал старшина Кожа (Хужа) Левашев, сын основателя деревни. Отсюда название Кужаева. В это время относилась к 5-му башкирскому кантону. По сказке 1763 г., деревня состояла из 20 дворов, жители числились в команде сотника Туйгуна Кучукова.
По списку населенных мест Оренбургской губернии 1866 г. называлась Кушакова (другой вариант Кужаева), расположена на реке Медиак, 64 двора, 198 жителей мужского пола, 188 женского, относилась к Метелевской волости. По переписи 1889 г. здесь числится уже 422 человека, а в 1916 г. – 548. В начале XIX в. имелись две лавки, мечеть.
В конце 1920-х гг. организован колхоз им. 3-го Интернационала (1510,5 га земельных угодий), который специализировался на выращивании зерновых культур, животноводстве. Затем здесь располагалась бригада совхоза «Акбашевский», позже – отделения «Труд» ЗАО «Акбашевское».
Сын земли левашевской
Нуриагзам Тагирович Тагиров родился в 1888 г. в д. Левашево Оренбургской губернии.
Башкирская энциклопедия представляет его как деятеля Башкирского национального движения, участника гражданской войны. После окончания медресе «Галия» учительствовал, в 1918-19 гг. дивизионный мулла Башкирского войска, затем комиссар дивизии Красной Армии. Участник всебашкирских курултаев, с августа 1917 г. – член Башкирского центрального шуро, член Малого курултая, один из организаторов всебашкирского союза молодежи «Тулкын»; с июля 1918 г. – член Башкирского военного Совета, председатель управы Аргаяшского кантона; с марта 1920 г. – председатель революционного комитета Аргаяшского кантона. В июне после выхода декрета «О государственном переустройстве Автономной Советской Башкирской Республики» в знак протеста вместе с другими членами Башревкома покинул свой пост и уехал в Среднюю Азию. С 1921 г. член коллегии наркомата просвещения Автономной Советской Башкирской Республики, председатель Общества по изучению Башкирии.
В эти годы он активно занимается просветительской работой, являясь автором словаря башкирского языка, пьесы «Хромой ишан» о Г. Курбангалиеве, соавтор первой башкирской грамматики. В 1929 г. арестован и репрессирован как националист, только вмешательство М. Калинина спасло от расстрела. Отбывал срок на Соловках. Реабилитирован посмертно в 1956 г. В 1999 г. Левашевской начальной школе присвоено имя Нуриагзама Тагирова.
Легенды об основании д. Левашево
Как рассказывал в 1973 г. старожил Харрас Халимов, когда-то давно следовали через эти места кочевники.
Во главе был седой старик с белой, как лунь, головой. В переводе с башкирского белая голова – ак баш. У Акбаша было трое сыновей: Булан, Хужа, Усман. Они дали свои имена трем деревням – Буланцы, Хужа (Левашево), Усманово.
Есть и иная версия, схожая с первой. Когда-то наши предки кочевали от востока Алтая и дошли до Кременкуля. Но табун лошадей не остановился, а продолжил следовать дальше, до здешних мест. Во главе кочевников стоял седой старик Акбаш. Он приказал остановить табун у водопоя. Так появилось Акбашево. У Акбаша было три сына: Хужа, Булан, Усман, которые, отделившись, поселились рядом. Деревни стали называться (по их именам) Хужа аулы, Болан аулы, Усман аулы.
Первый учитель
Галейагзаму Тагировичу Тагирову довелось стать первым учителем Левашевской начальной школы.
Он родился в д. Левашево в семье муллы. Поскольку школы в деревне не было, учиться пришлось в Мамаево, Метелево. Затем юноша поступает в медресе г. Челябинска. В 1913 г. ему присвоено звание учителя начальной школы. Но долго заниматься любимой педагогической деятельностью не пришлось.
В 1914 г. учителя призвали в армию, грянула первая мировая война. Много испытаний пришлось перенести отцу, он попал в плен. Несколько раз пытался бежать, за что его жестоко избивали. В конце концов побег удался.
Вернувшись в родные края, Галейагзам вновь приступает к обучению детей. Делает все возможное к открытию школы в д. Акбашево, ведь местные дети учились в Аргаяше, добираясь на занятия кто как может. Много раз учитель пешком отправлялся в Челябинск, чтобы получить разрешение на открытие школы. Наконец, его труды увенчались успехом, разрешение было получено. Школу построили в короткие сроки. Но вскоре многие взрослые тоже стали изъявлять желание научиться грамоте. Тогда педагог поехал в Кыштым, где приобрел большой дом, перевез его на лошадях по частям в деревню и с односельчанами начал строить школу для взрослого населения. Помогали отцу И. Нухов, Г. Хисматуллин. Когда здание было готово, начались занятия в вечерней школе. Жизнь кипела в этих стенах, здесь проходили концерты местных талантов, ставились спектакли. Отец хорошо играл на скрипке и мандолине, знал несколько языков: французский, немецкий, арабский, польский, латинский. Он многое сделал для организации народного образования в родном районе, был настоящим просветителем. Отец остался в моей памяти самым дорогим и любимым человеком.
Т. Тагирова (газета «Восход», 2007 г.).
Богатое наследство
Ялтыровскую красавицу и хозяйственную, трудолюбивую девушку Асию даже не спросили, хочет ли она замуж.
Сваты из Левашево приехали сразу к матери, будущую невесту знала только сестра жениха. Асию в комнату не позвали. Ее мама заверила: «А чего смотреть? Не слепая, не хромая, хорошая девушка вам достается». Было это в далеком 1960 г. Скоро сыграли свадьбу, и Фавит Хаирзаманов получил в руки настоящее сокровище. Его Асия росла в большой семье, отец рано умер, пришлось ей после 5-го класса идти на работу. А какая работа в деревне? Конечно, на ферме. Так что не слукавила мама, отдавала дочь не только полностью готовую к жизненным трудностям и испытаниям, но и умеющую не унывать в тяжелые минуты, других поддерживать, обогревать любовью и заботой.
– Муж мне достался очень хороший. Работал Фавит механизатором, вырастили мы с ним шестерых детей: пятеро сыновей и дочка радовали нас спокойным характером, трудолюбием, в школе их хвалили. Отличниками они не были, но твердые хорошисты, не хулиганистые, – рассказывает Асия Зиннатовна. – Только жаль, мало мы прожили с мужем, всего 24 года. Авария случилась, как гром средь ясного неба. Старшие сыновья только отслужили, младшему всего 9 лет. Пришлось мне одной их поднимать, с 40 лет, ставить на ноги.
Дети маму в трудную пору не подвели: все сыновья отслужили, получили профессию, отлично работали, обзавелись семьями, нарожали внуков. Дочка Миндинур выбрала профессию учителя, работает в Акбашевской школе. Решение о замужестве она принимала сама, поставив маму перед фактом, мужа знала с детства – росли в соседях. Времена были совсем другие, Асия Зиннатовна в сватовство даже не вмешивалась.
Интересная семейная традиция сложилась в роду Хаирзамановых: у самой Асии Зиннатовны 5 сыновей и одна дочка, в следующем поколении 9 внуков и 7 внучек, а правнуки могут составить футбольную команду – мальчишек 7, правнучка только одна. Пока, надо уточнить. В доме бабушки всегда полно ребятни, старшие приглядывают за младшими, с полувзгляда понимая друг друга. Все в Асию Зиннатовну: красивые, улыбчивые, хозяйственные. Спрашиваю: «Как вам удалось таких детей, внуков, правнуков вырастить?» Улыбается от всей души, искренне признается:
– Сама не знаю. Я всю жизнь дояркой работала: в полпятого бегу на ферму, но сначала печь растоплю, чайник поставлю, накажу старшим – в школу не проспите! Затем – обеденная дойка, вечером снова на ферме с шести до девяти, до самых сумерек уже не освободишься. Доили-то вручную, попробуйте 20 коров помыть, подоить, все прибрать после дойки. У меня награды есть: «Мастер высоких надоев», медаль Материнства. Муж награжден юбилейной медалью Ленина. Дети самостоятельными росли, берегли меня, все хозяйство было на них. Радует, что мы и сейчас вместе, держимся друг за друга, помогаем.
В будущем году у бабушки Асии большой юбилей – 80 лет. Но ее живости, оптимизму, энергичности позавидуют молодые. Листаем семейный альбом, над одной фотографией хозяйка смеется:
– Это я на новогоднем празднике, скачу в мешке. И чего меня понесло? Не усидела, с молодости была веселая. Вы скажете: вот так бабушка! Зато есть что вспомнить, чему улыбнуться.
Асия Зиннатовна до сих пор в гуще левашевских дел, дома взаперти не сидит. Затеяли конкурс «Супербабушка», она в группе поддержки, и споет, и спляшет, если надо. Своим детям, внукам, правнукам передала большое наследство: любовь к жизни, стойкость перед трудностями, щедрую доброту, удивительно солнечную улыбку. Посмотрите на фотографию, как они похожи, как они красивы, сразу видно: крепок корень рода Хаирзамановых!
Беспокойная душа Камили
Если в Левашево гаснет свет, все односельчане звонят Камиле Баймухаметовне Кутлубаевой.
Она давно уже не депутат и не заведующая клубом, но мимо нее не промелькнет ни одно мало-мальски важное событие. Начав свою трудовую биографию няней и воспитателем в детском саду, то и дело слышала от директора хозяйства Альберта Киреева: «Бросай это дело, переходи ко мне в контору, нужен хороший и ответственный администратор». Однажды она решилась. А потом в ее судьбу вмешалась глава Татьяна Федосова: «Возглавь Левашевский клуб, кроме тебя, некому». К педагогическому образованию прибавилось еще одно – культпросветовское. Экзамены сдавала автоматом, педагоги выпроваживали из аудитории, зная ее привычку, быстро подготовившись, помогать другой.
В клубе она пропадала с раннего утра и допоздна. Мероприятия проводила так, что в зале яблоку было негде упасть. За сценариями ездила в город, быстро схватывая модные интересные идеи. Заброшенную начальную школу превратили общими усилиями в настоящий очаг культуры. Тут же открылся депутатский прием, Камилю Баймухаметовну левашевцы избрали своим депутатом и по сей день считают ее таковой.
– Меня очень поддерживали Александр Вольхин, это с его легкой руки я вступила в «Единую Россию». С Татьяной Петровной, а потом и с Сагитом Сабитовичем мы работали слаженно, понимая друг друга с полуслова, – делится Камиля Баймухаметовна. – Марс Исмагилович Алимов выхлопотал мне бесплатный проезд по депутатским делам. Ездить приходилось много, ведь я еще создала из местных школьников трудовой отряд. Деревня блестела ухоженностью и чистотой, ребята брались за любую сложную работу: помогали пожилым односельчанам, наводили порядок, участвовали в конкурсах. Тогда и поставили в деревне памятный мемориал. Списки фронтовиков собрал ветеран Ярмухамет Альмухаметов, помог в строительстве бригадир Салават Кульмухаметов. Каждую фамилию выгравировали, средства собирали всей деревней, фундаментные блоки выделил директор хозяйства Нургали Зарипов. Еще бы нам поставить памятник труженикам тыла и детям войны.
Казалось бы, после тяжелой болезни, заставившей отказаться и от клубной работы, и от депутатства, сиди себе дома, занимайся огородом. Тем более дети просят: «Мама, побереги себя для нас!» Но не такой человек Камиля Баймухаметовна. Она искренне переживает, что в деревне нет ФАП, детской игровой и спортивной площадки, достойного здания клуба. А молодежи много, набирается 33 школьника! Не просто переживает, а уже ведет переговоры со всеми, кто может Левашево помочь в решении этих вопросов. Не имея статуса депутата, она остается им по сути, ведь все наболевшие вопросы обсуждаются с ней без утайки.
Решила она познакомить нас с местным умельцем Хикматом Мустафиным – плотником в третьем поколении. Плотничал его дед-фронтовик, имам Вакил Мустафинович, потом продолжил дело отец Иксан. Рядом со старшими мальчишка быстро научился всем основам и хитростям мастерства. Теперь его знает вся округа. На резной скамеечке у высокого, украшенного деревянными узорами дома мы разговорились о деревенских заботах. И первым делом вспомнили, что Левашево нужен газ. Молодежь строится, деревня растет, хочется жить комфортно, все-таки 21-й век. В каждом дворе птица, домашняя живность, а выпасов не хватает.
Левашевцы думают о будущем, – значит, жива деревня.
Они защищали родину
На фронтах Великой Отечественной войны воевал 61 левашевец. Благодарные земляки сохранили о них память. Долгое время материалы о фронтовиках хранились в музее Левашевской начальной школы.
Вот имена защитников Отечества: Аллаяров Сиражетдин, Абдуллин Салих, Аллаяров Сабир, Аллаяров Салих, Альмухаметов Фатих, Альмухаметов Ярмухамет, Аюкин Гайнулла, Баймухаметов Галей, Баймухаметов Фатих, Бурибаев Рахмат, Биктимиров Хуббухужа, Ижбердин Иксан, Ижбердин Жиган, Ижбулдин Насиб, Ишниязов Канис, Ишниязов Юмагужа, Киреев Нафик, Кисаубаев Евраш, Киреев Сибагат, Кисаубаев Сабир, Кутлубаев Рамазан, Кульмухаметов Анвар, Магафуров Гафур, Мухамедьянов Яумбай, Мухамедьянов Сабир, Мухамедьянов Шарип, Мухамедьянов Хажип, Мухамедьянов Мухамаза, Мухамедьянов Хакимьян, Мухамедеев Ахметгали, Мухамедеев Хубухужа, Мухамедеев Жиган, Мустафин Вакиль, Мужипов Ансар, Закиров Магауя, Нурушев Хисам, Насибуллин Гайфулла, Садыков Мухаметгали, Садыков Валей, Самахужин Саит, Самахужин Байгужа, Самахужин Хайрулла, Сайгафаров Зайнулла, Сайгафаров Зиннат, Садыков Ахметгалей, Хайретдинов Мустафа, Хайретдинов Шигат, Хайретдинов Ярмухамет, Хайретдинов Ахметгалей, Хайрзаманов Ганафья, Хакимов Загир, Хабибуллин Сиргажи, Фазылов Гатау, Шайхитдинов Фахрис, Юлмухаметов Хамидулла, Юмагужин Вафан, Хайсаров Гафур, Янузаков Фаткулла.
Продолжаются традиции
Благодарственное письмо от командования принес недавно почтальон левашевцам Валеевым – Лие Мавлетдиновне и Владику Нурмухаметовичу.
«Ваш сын, рядовой Вильнур Владикович Валеев, достойно продолжает традиции нашего Центра и вооруженных сил Российской Федерации… Искренне благодарны вам за воспитанные в нем качества настоящего мужчины и защитника Отечества», – говорится в нем.
Воинское подразделение, где проходил службу левашевский юноша, овеяно славой. Это Капустин Яр – один из известных и старейших ракетных полигонов страны. Именно здесь началась история создания советского стратегического ракетного щита, его называют «колыбелью ракетных войск». Это не только полигон, но и крупнейший испытательный и исследовательский центр, космодром. Попасть сюда на службу всегда было непросто: от призывников требовалось иметь не только отличное здоровье и хорошую физподготовку, но и умелые руки, светлую голову. Все это у выпускника Акбашевской средней школы и Челябинского дорожно-строительного техникума есть, как есть нужная и в армии, и на гражданке профессия – машинист крана. Среди сверстников Вильнур и раньше пользовался уважением, а после получения благодарственного письма авторитет его еще более вырос.