После окончания 10-го класса, получив аттестат зрелости, мы начали работать в своем Аргазинском совхозе.
Выпускной – 25 июня, 26-го – поход на природу, 27-го бригадир велел выйти на работу. Пора заготовки кормов на зиму, а рабочих рук не хватает. С 9-го кл. мы косили наравне с взрослыми, и знали нас как косарей. Только косари трудятся ежедневно, выполняя норму, а женщины постарше и учащиеся 8-9-х кл. работают граблями. Сенокос в совхозе – самая горячая и интересная пора. Все в деле: бабаи отбивают литовки, повара готовят обед, детвора играет возле казана. Садиков тогда не было, и молодые мамы малышей постарше брали с собой – все-таки возле людей, будут сыты. Вся деревня на покосе, целый сабантуй.
В конце июля вечером проходило комсомольское собрание, секретарь – Айрат Гумеров. На собрании из РК присутствовала Аниса Каримова. Она вручила нам путевки для работы в сельском хозяйстве. Конечно же, здесь был и секретарь комсомольской организации совхоза Владимир Шарманов. Он предложил организовать комсомольско-молодежную бригаду на ферме отделения «1 Мая». Мы его поддержали.
Зимой животные – в коровниках, летом – летних лагерях, которые находились в восьми километрах от нашей деревни Мавлютово в местечке с названием «hыйыр kырылган». Во время войны здесь летали самолеты, падали бомбы: проходили учения. Построили домик на две половинки – для девушек, скотников и сторожа (до этого жили в вагончиках). Часто бывали у нас корреспонденты, районные руководители. Аниса апай нас полюбила, приезжала на мотоцикле. Был у нас герой Великой Отечественной войны Назиров (имени, к сожалению, не помню), очень красиво говорил по-башкирски. Смеялся над теми, кто старался говорить по-русски, будто забыл язык. «Язык нельзя забыть, он не забывается, я думаю только на своем», – говорил он. Простой в общении, очень интересный собеседник, рассказывал о своей книге воспоминаний.
Рядом с нами находился летний лагерь Центрального отделения Аргазинского совхоза. Мы соревновались с аргазинцами: кто больше надоит, кто интереснее живет. В свободное время разучивали песни, пляски, готовили спектакли, потом выступали в деревне и даже выезжали в другие селения – Биккулово, Халитово, Кузяшево. Участвуя в районном конкурсе художественной самодеятельности, попали на областной. Выступали в национальных костюмах: платьях, нагрудных украшениях – яга, платках – kушьяулыk. Такое раз в жизни бывает. Конечно же, мы поехали. Заведующий отделом культуры Ибрагимов настаивал, чтобы мы обязательно выступили, да еще в том же составе – 10 девушек. Конкурс проходил в оперном театре. Это что-то: мавлютовские доярки – на сцене оперного! Конечно, надои пострадали, но нам ничего не сказали, ведь мы защищали честь района.
Совсем близко с нашим лагерем – д. Бутюково. По вечерам оттуда на велосипедах приезжали парни. Гармонь, песни, пляски. Веселились, пока сторож не останавливал игры и не отправлял отдыхать. Мы послушно расходились.
Бутюковцы тоже шли домой, ибо с утра на работу. Многие девушки нашли здесь свою любовь. Парни начали «красть» наших доярок. Так, «украли» Гафию Сибагатуллину, Хадису Жалалову, Разию Бурханову, Фархию Кинжабулатову, Минсылу Хажимуратову и др.
Мы работали на совесть, и поэтому к нам относились уважительно. Часто приезжал управляющий отделением Сергей Беспалов, интересовался жизнью. Он баловал нас, постоянно предоставлял транспорт для поездки вечером домой, в кино, на сабантуй. Наш верный друг ветврач Афанасий Киприянов был для нас защитником, но в то же время строгим и требовательным. Уважаемый Закария Мавлютов работал на молоковозе, всегда поддерживал. Бывало, погрузит нас на машину и повезет, куда скажешь (конечно, домой). Один раз рискнул везти нас в Аргаяш, в магазин. Насухо вытерли бойлеры, постелили и залезли, комфортно съездили в райцентр.
Молоко во многом зависит от работы скотников. Они у нас были самые-самые, пасли на совесть – днем и ночью. Их уже давно нет среди нас. Это Мингаж Шайхитдинов, Шарипжан Гумеров, Варис Исламов, Вахит Басыров, Узбек Хажимуратов и др. Они хорошо знали свое дело. При встрече с теплотой и трепетом вспоминаем нашего уважаемого осеменатора Набея Тухватуллина, бригадира дойного гурта Хияметдина Мавлютова. Сколько пришлось им с нами повозиться! Иногда ведь мы делали что-то не так.
Зарплата зависела от надоев. В то время 3000 л молока – рекорд. Однако все числились в передовых, никто не отставал. Зулейха Хидиятуллина из нашей бригады избиралась депутатом областного совета, многие – сельского, Разия Бурханова – райсовета депутатов.
Так жила наша комсомольская молодежная ферма.
Магинур Султанова,
ветеран педагогического труда. д. Аязгулово.