Аргаяш-Медиа
8 (951) 771-20-75

Реклама на сайте,
в газете и соцсетях

Газета «Восход»

Подписка, реклама.

Зубайля Кадырова отличилась в марафоне мастериц башкирской вышивки

Мира и добра вашему дому желает Зубайля Кадырова, уникальная мастерица, победительница Международного марафона по пошиву традиционного башкирского женского платья с вышивкой

Мира и добра вашему дому желает Зубайля Кадырова, уникальная мастерица, победительница Международного марафона по пошиву традиционного башкирского женского платья с вышивкой

Искусству старинной тамбурной вышивки Зубайлю Насифиулловну научила по семейной традиции мама Ямиля Гибадулловна, а ее, в свою очередь, ее мама.

– Поначалу я ей больше мешала, путала нитки, но она терпеливо учила меня азам вышивания, вязания, шитья, – погружаясь в детские воспоминания, улыбается мастерица, – мама нас одна воспитывала, папа рано умер. Поднимать трех детей в одиночку было непросто. Весь день на работе в совхозе, она была осеменатором на ферме, а вечером бралась за рукоделье, чтобы мы не знали нужды.

Дочки старались помогать ей во всем, так и научились вышивать, кроить, шить, вязать. Никаких журналов со схемами и выкройками в деревне не было.  Выручали зрительная память и умение быстро считать в уме, рисовать сложные узоры с точностью до миллиметра, подбирать цветовые сочетания. Профессию Зубайля выбирала не по сердцу, а, скорее, по расчету, такую, что поможет быстро встать в жизни на ноги. Вышла замуж. К никаху и свадьбе подготовила все традиционное рукоделие: сшила платье, вышила полотенца. Мама для зятя вышила бильмау – пояс, который завязывают жениху. Потом Зубайля продолжила семейную традицию, для женихов своих трех дочек тоже вышила красивые пояса. 

– Времена были сами знаете какие: зарплату ждали месяцами, а выдавали ее в совхозе чем придется – когда мясом, когда зерном. Вот тут мамина наука просто спасала меня, – признается Зубайля Насифулловна, – шила, вязала, вышивала на заказ, одевала дочек. Дефицит же был страшный, а красиво одеться, в доме создать уют всем хочется. Вышивала больше гладью, вспоминая мамины рисунки.

Выросли дочки, родились внуки, разлетелись по стране. Рушания приехала в Аргаяшский район. Вслед за ней два года назад приехали сюда и родители. Купить дом оказалось большой проблемой, ценам на жилье в нашем районе удивляются даже городские риелторы. Но повезло, нашелся крепкий и просторный дом в Норкино, да еще и на берегу озера Аргаяш.

– Такая у вас природа красивая, – восхищается Зубайля Насифулловна, – а озеро я Аргаяшским морем зову. Идешь домой с работы, оно то в солнечных лучах переливается, то волны в берег с шумом бьют. А сколько у вас талантливых людей, я тут знакомлюсь помаленьку. Мне здесь нравится, соседи замечательные. 

О Международном марафоне башкирских рукодельниц мастерица узнала случайно. Загорелись идеей с дочкой. Задание было очень сложным: за два месяца сшить и вышить сплошным тамбурным швом традиционное башкирское женское платье. Модель выбрала Азалия Ганиуллина, руководитель объединения «Тәңкәбикә» из Башкортостана. По фотозаданию Зубайля Насифулловна взялась за дело. Не сразу нашелся обязательный советский сатин. Осень – горячая пора заготовок. Накрутив очередную партию солений-варений, до двух ночи вышивала цветок за цветком, орнамент за орнаментом на обилии оборок – таких нет на платьях аргаяшских башкирских женщин. Александр Акулов, член жюри марафона, дизайнер-реконструктор и этнограф, увидев платье нашей мастерицы, был поражен.

– Это колоссальный труд, ведь весь цветочный и растительный орнамент вышит не просто тамбурным, а сплошным тамбурным швом. Он считается более древним, чем контурный, – поделился он своей оценкой работы Зубайли Насифулловны, – но, признаюсь честно, модель аргаяшского башкирского платья мне больше по сердцу.

63 мастерицы вступили в состязание, каждое платье разбирали с пристрастием: нет ли узелка на изнаночной стороне, плавны и точны ли переходы, нужного ли размера каждый завиток и лепесток? Оказалось, что вышивать нужно было не ирисом, а мулине, с ним орнамент получается объемным, словно напечатанным на ткани.

– Я теперь это учла и решила к платью сшить и вышить белый фартук. Мулине делает вышивку утонченней, – показывает новую работу Зубайля Насифулловна, – с ним платье заиграет совсем по-новому.

Только четыре голоса не хватило ей, чтобы победить и в народном голосовании. Все потому, что пока не обросла она в нашем районе кругом друзей, единомышленников и знакомств. Но это же дело исправимое, тем более что мастериц в нашем краю так же много, как воды в озере Аргаяш, а традиции народных ремесел глубоко уходят в века.

– Хочу научиться у ваших мастериц и сшить себе нагрудник – яга, – делится планами Зубайля Насифулловна, – еще нужно сшить кушъяулык. У него же тоже свои тонкости, как и во всем. Нагрудник hakal, к примеру, из бисера, а бисеринки нужно чередовать с сухой гвоздичкой. Раньше духов не было, а быть красивой и вкусно пахнуть женщине хотелось в любые века.

Говорят, красота спасет мир. В традициях всех народов вышивка носила сакральный смысл: каждый стежок, каждый цвет – послание женщины о тепле, любви, здоровье и, конечно, мире. О мире, которого мы все очень ждем и просим у наступающего 2025 года.

Римма Хибатуллина, главный редактор/vk.com/rimma_hibatullina

Фото автора

 

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Сначала старые
Сначала новейшие Популярные
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии