28 октября Арслана похоронили на бажикаевском кладбище по соседству с могилой героя Чеченской войны Ильдуса Шарипова.
Мы встретились с мамой Арслана Гюзель Рамазановной, попросили ее рассказать о сыне. Несмотря на похороны, пережитые накануне, она старается держаться без слез – сильная женщина. Гюзель Рамазановна вспоминает:
– Сына мобилизовали 28 сентября в пять утра. За день до этого принесли повестку. Я просила его не подписывать, ведь Арслан – мой единственный сын. Но он не послушал, возразил, что давал присягу.
Сделав выбор, он как ни в чем не бывало сел играть в компьютерные игры. Уже перед отправкой стала известна причина его спокойствия. К мобилизации он был готов. Все необходимое будущий мобилизованный припас заранее: перчатки, аптечку, салфетки и другие необходимые в полевых условиях вещи.
Воспитали настоящим мужчиной
Мать вспоминает, что первые заработанные деньги сын потратил в страйкбольном магазине. Он любил оружие и знал, как с ним обращаться. Этому обучили в армии – контракт рядовой Хаджаев подписал уже на третьем месяце службы в мотострелковых войсках.
Военной тематикой Арслан интересовался всегда. В детстве, как и все мальчишки, играл с деревянными пистолетами и автоматами, позже увлекся строительством масштабных моделей техники. В его комнате на полках стоят танки – сам клеил и раскрашивал. Смотрел видеоролики о том, как выжить бойцу на поле боя, что нужно взять с собой мобилизованному.
С пяти лет Арслана воспитывал отчим. Равиль Гильмитдинович научил его всему – пасынок мог и гвоздь забить, и по хозяйству помочь. Учил его уважать взрослых, чужое не брать. Он любил его как родного сына. Когда узнал о том, что Арслана мобилизовали, отпускать не хотел, но зная его характер, смирился.
Мнение
Оксана Майстренко, классный руководитель Арслана Хаджаева
Второй ряд, первая парта. Широкие глаза, добрая улыбка. Если классу требовался ответ на сложный вопрос, все смотрели на Арслана, ждали ответа именно от него. С одноклассниками и взрослыми он был вежлив. Любил животных и обладал широким кругозором. Арслан был добрым, внимательным и отзывчивым мальчиком. Скромным, но со стержнем. Становлению его характера, в первую очередь, способствовали воспитание родителей, ведь основа закладывается в семье. Мама Гюзель Рамазановна активно участвовала во всех школьных собраниях, организовывала мероприятия. Из этого класса на СВО служат еще трое ребят, за всех мы держим кулачки. Пусть все будет хорошо.
Руководствуясь поговоркой, родители мобилизованного родственникам ничего не сказали. Отчим был на работе, мать провожала сына одна. В тот день прошла массовая отправка – мобилизованных собрали на площади у районного Дома культуры. Слова напутствия тогда сказали священнослужители, первые лица района и общественники. Лишь мамы, обняв сыновей, были немногословны: «Возвращайтесь живыми и здоровыми».
Расставание было тяжелым – Гюзель Рамазановна надеялась, что единственного сына на службу не призовут. Но позже военный юрист разъяснил, что гражданина не могут призвать на службу, если он занят постоянным уходом за родителем, являющимся инвалидом I группы, за которым некому осуществлять уход.
Погиб в первом бою
Арслан служил в Луганской области. Обстановка на месте была спокойная, о чем сын регулярно сообщал в телефонных разговорах с родителями. Но через девять месяцев втайне от матери подал рапорт о переводе в штурмовое подразделение. Об этом он сообщил лишь отчиму. «Устал рыть окопы», – сказал тогда, решил, что больше пользы принесет на передовой.
До долгожданного отпуска оставалась неделя, когда 12 июля подразделение Арслана отправили под Сватово. Первый же день на передовой оказался роковым: бойцы попали под обстрел. Рядом был боевой товарищ, его ранило осколком. Ранение для Арслана стало смертельным.
Маме бойца об этом впоследствии рассказала супруга раненого. Она была краткой: «Не буду скрывать от вас правды, чтобы вы не тешили себя пустыми надеждами. Арслан – «двухсотый». Об этом мужу сообщили по рации». Штурмовая группа держалась там с 12 по 18 июля.
О том, как доставляли тело бойца домой, мы говорили с Гюзель Рамазановной большую часть встречи. Газетной полосы не хватит, чтобы пересказать эту историю. Вкратце – помогли хорошие люди и связи в Москве. Матери пришлось пережить бессонные ночи, сдачу на анализ образцов ДНК и мучительное ожидание.
Могилы героев
Цинковый гроб привезли в Ишалино 27 октября в 10 часов утра. Как полагается, устроили прощание – Арслан должен был «переночевать» дома. На следующий день колонна провожающих прошла по улочкам Ишалино и Бажикаева.
Теперь могилы двух героев – Чеченской войны и специальной военной операции – по-соседству. На них флаги России и фотографии ребят. Гюзель Рамазановна признается, что незадолго до похорон ей снился Ильдус Шарипов (они были знакомы при жизни). На следующий день она сходила в мечеть, дала милостыню. Оказалось, тот сон был не случаен.
Специальная военная операция научила нас проявлять сострадание к ближним, поддерживать ребят, кто сейчас на полях сражений. Гюзель Рамазановна, начав отправлять посылки для сына, поневоле стала волонтером. До Арслана всегда доходила помощь с «гражданки». Бойцы признаются, что так бывает далеко не всегда. Именно поэтому к Гюзель Рамазановне стали обращаться за помощью родители мобилизованных ребят. Она начала помогать и другим привозить посылки для бойцов в редакцию, деревни Ишалино и Дербишева, где также организованы пункты сбора. Аргаяшские волонтеры Вадим Зарипов, Эдуард Черниязов, Гульшида Юмагужина и другие лично формировали и увозили грузы на СВО. Это стало гарантией, что каждый из адресатов обязательно получит посылку из дома.
Марат Абдулвалеев, корреспондент/vk.com/marat_abdulvaleyev
Фото из семейного архива Хаджаевых