Аргаяш-Медиа
8 (951) 771-20-75

Реклама на сайте,
в газете и соцсетях

Газета «Восход»

Подписка, реклама.

Метелевская мечеть веками служила вере

Впервые упомянутая в источниках в 1866 году, снесенная до основания в 1954-м, она возродилась в 2003-м и продолжает выполнять свою духовную миссию

Впервые упомянутая в источниках в 1866 году, снесенная до основания в 1954-м, она возродилась в 2003-м и продолжает выполнять свою духовную миссию

Самое раннее упоминание мечети в д. Метелева есть в статистической книге «Список населенных пунктов по сведениям за 1866 г. Оренбургская губерния». В аналогичных «Списках…» за 1892 и 1901 гг. есть уточнение, что она деревянная. Также мечеть упоминается в книге «Список населенных мест Челябинского уезда» за 1916 г.

Династия мулл Амировых

По ревизским сказкам 1816, 1850 и 1859 гг. известно, что в д. Метелева была своя династия указных мулл из аймака Аскильды. Родоначальником ее был Габдулла Амиров (1779-1857 г.). Из ревизской сказки 1816 г. узнаем, что он переехал в Метелева в 1813 г., но, к сожалению, не разобрать запись из какой деревни. В 1798 г. в Башкирии введена кантонная система управления. По ней все жители были причислены к военно-казачьему сословию. Одной из обязанностей башкир была охрана юго-восточных границ Российской империи.

Сыновья Габдуллы Амирова тоже служили в башкирском войске. Ногуман Габдуллин (1816 г.р.) начал службу в 1832 г., Ахмет Габдуллин (1821 г.р.) – в 1837 г. Их имена есть в «Списке казаков 5-го башкирского кантона за 1843 г.». В ревизской сказке 1850 г. у Габдуллы Амирова и его сыновей указан их духовный сан – мулла. В ревизской сказке 1859 г. Габдулла Амиров записан как указной мулла и что умер в 1857 г.  Историк Рашид Хакимов в своей книге «Аргаяшская земля» пишет: «Крупная мечеть была в деревне Метелева, в 60-е годы 19 века ахуном здесь был Ахмет Габдуллин».

У башкир были распространены полигамные браки. Так, у Габдуллы Амирова и его сына Ногумана было по две жены, у Ахмета – три жены. Все они жили одной большой семьей. Такие семьи долгое время сохранялись среди башкир из-за налоговой политики государства. Единицей налогообложения был двор независимо от того, сколько в нем проживало человек. И только после введения подушной подати большие семьи начали распадаться.

Борьба идей и лидеров

24 февраля 1873 г. Оренбургским губернским правлением имамом-мугаллимом был назначен Файруз Ахметов (1844 г.р.), сын Ахмета Габдуллина. 25 апреля 1885 г. имам-хатыбом мечети становится Тагир Басыров 1857-1929 г.), житель д. Левашева. В это время среди мусульман начинает распространяться джадидизм – идеология исламского модернизма. В начале 20 века эти идеи дошли и до Южного Урала. Эти события описывает в своей книге «Суровая проза жизни» Туйгун Тагиров. Вот отрывок из этой книги. «В 1911 г. успешно закончив учебу в медресе «Галия», на свою малую родину приезжает Нуриакзам Тагиров (1888 г.р.), один из сыновей Тагира Басырова. Он посвящает себя делу народного образования. На средства отца открывает для башкирских детей бесплатные джадидисткие, т.е. новометодные, школы (мактап), сперва в Левашева, а потом в Метелева. В период учительствования он объединяет вокруг себя молодую башкирскую интеллигенцию, среди которой завоевывает большой авторитет как лидер движения «новометодистов», вызванных к жизни нарождавшейся торговой и промышленной буржуазией. Новые идеи в условиях религиозно-патриархального уклада жизни вызывают враждебное отношение со стороны крупных землевладельцев. В своей деятельности Н. Тагиров сталкивается с имевшим огромное влияние на все мусульманское духовенство и вообще пользовавшимся популярностью в Башкортостане ишаном Г. Курбангалиевым. Ишан, придерживающийся консервативных взглядов в вопросах религии и просвещения, узнав о появлении школ с новой методикой обучения, добивается закрытия джадидистких школ. Под давлением ишана покидает пределы Челябинского уезда и сам Нуриагзам Тагиров».

Хотя Туйгун Тагиров пишет про мактап, в других источниках упоминается медресе. Например, в книге Рашида Хакимова «Красная звезда против полумесяца» есть такое свидетельство: «Мой отец, Лутфулла Сайгафарович Сайгафаров, еще будучи мальчиком, три зимы учился в медресе в деревне Метелева и поэтому хорошо знал арабскую грамоту». Также в сборнике «1941-1945. Опаленные войной» есть воспоминание Магасумова Радика: «Отец Шафик Магасумович был образованный, мудрый, рассудительный человек. Он в свое время получил образование в Метелевском медресе». Возможно, все эти источники, указывая мактап и медресе, говорят про одно и то же учреждение, действовавшее в местной мечети.

В центре мятежа белочехов

После Октябрьской революции началось формирование органов местной власти Башкирской автономии, в работе которых принимал участие Тагир Басыров. 27 мая 1918 г. начался мятеж белочехов, в результате чего они захватили власть во многих городах России. Представителям Башкирской автономии удалось наладить с ними сотрудничество. Однако вскоре между ними появились разногласия, белочехи начали аресты. В ответ на это лидер башкирского национального движения Заки Валидов направляет телеграмму командующему чехословацкими войсками генералу Сыровому: «Убедительно прошу освободить наших арестованных представителей, в особенности председателя Аргаяшской кантонной управы Хафиза Кушаева, аргаяшского воинского начальника Мансура Магасумова, члена кантонной управы Муллажана Салимьянова, председателя Метелевской волостной управы Жиянгула Абдуллина, председателя Чирлинской волостной управы, муллу деревни Метелева Абдултагира Басырова…». Арестованных через некоторое время освободили.

В советский период Тагир Басыров, испытав на себе негативное отношение новой власти к религии и ее служителям, чтобы не подвергать риску семью, в 1922 г. слагает с себя духовный сан и оставляет махаллю. Через семь лет после тяжелой и продолжительной болезни в возрасте 72 лет он умирает. Еще одним имамом был Хамит Файрузов (1877 г.р.), сын Файруза Ахметова. По данным переписи 1920 г., вместе с ним проживали две жены и восемь детей. В хозяйстве были лошадь, корова с теленком, пять овец, два гуся и пять кур. Тагир Басыров жил с женой и пятилетним сыном. Ему было за шестьдесят лет, поэтому живности у него было меньше. Всего одна лошадь, одна корова и две курицы. Учитывая, что всего лишь год назад в Метелева шли активные боевые действия гражданской войны, хозяйство они сумели сохранить.

Время репрессий

С установлением советской власти в стране набирала обороты антирелигиозная кампания. В начале 30-х годов в Аргаяшском районе осталось 19 мусульманских приходов из 149, бывших в кантоне в 1925 году. А к 1940 г. были закрыты все религиозные учреждения. С закрытием мечети Хамит Файрузов устроился работать в колхоз «Декабрист». Но это его не спасло. 22 января 1937 г. он был арестован по ст.58-10 ч.1, 58-11 (враг народа). После полугодового расследования 5 июля 1937 г. Челябинским областным судом Файрузов осужден на 8 лет лишения свободы. Из мест заключения он уже не вернулся. Его реабилитировали 25 июня 1965 г.

Также сохранилось имя муэдзина Метелевской мечети Абдрахима Якупова (1888 г.р.). В 20-е годы он получил увечье, когда устанавливали сваи для моста через реку Зюзелгу. От полученных ран он вскоре умер. Закрытая мечеть была большим двухэтажным зданием с минаретом. Ее отдали в распоряжение колхоза, использовали в качестве зернохранилища. Она стояла на ул. Красноармейской. В 1954 г. ее разобрали. Во время сноса мечети собралось много народа. На ее защиту вышел престарелый Садыр Бурханов (1880 г.р.). Он бегал с палкой вокруг мечети, мешая рабочим ее разбирать, но что он мог сделать. Мечеть снесли, позволив ему забрать священные книги. Бревна перевезли на ул. Российскую, где возле школы из них построили сельский клуб. В феврале 1976 г. он сгорел.

После войны религия по-прежнему подвергалась гонениям. За соблюдение религиозных норм следовали меры наказания. Никакие заслуги не могли спасти человека за участие в них. Так, за присутствие на аяте в 1948 г. был исключен из партии заслуженный учитель РСФСР Динмухамед Самахужинович Хафизов (1883–1966 г.). Но верующие, несмотря ни на какие запреты, продолжали собираться на аяты. Обязанности муллы на них исполняли наиболее грамотные, знающие арабский язык жители деревни. Это Гиляж Якупов, труженик тыла Абдулла Кужабаев, участник Великой Отечественной Абдрахман Юртаманов (1908–1988 г.). При отсутствии муллы провести аят приглашали Мадину Кабировну Саитхужину (1923–2014 г.).

Возвращение мечетей

С началом перестройки в СССР гонения на ислам прекратились. Религиозная часть населения района стала настойчиво поднимать вопрос об открытии мечетей. Местные органы власти откликнулись на эти обращения верующих. В Аргаяшском районе повсеместно начали открываться мечети. С их открытием интерес к религии возрос. В д. Метелева Ансар Шагисултанович Аюпов (1939 г. р.), потомок указного муллы Габдуллы Амирова, самостоятельно изучил основы ислама, его начали приглашать в качестве муллы на аяты.

Метелевская мечеть веками служила вере

Мечеть в д. Метелева была открыта 25 ноября 2003 г. Она была деревянная, возведена в центре деревни на ул. Советской. Ее построили силами самих жителей на пожертвования метелевцев и выходцев из деревни. Большую роль в строительстве сыграли председатель районного Совета депутатов Марс Исмагилович Алимов и супруги Аскат и Миля Сибагатуллины. На открытие, совпавшее с Ураза-байрамом, несмотря на морозный день, собралось около трехсот человек. После торжественной части и разрезания ленты состоялось праздничное богослужение. Учащиеся школы Даян Абдрахманов, Марсель Якупов, Руслан Кузыев и Эдик Якупов прочитали отрывки из Корана, разученные с помощью Лилии Гатиятовны Уфимцевой, добровольно взявшей на себя роль учителя. После мечети торжество переместилось в школьную столовую, где гостей и жителей деревни ждали богато накрытые столы.

В 2013 г. имам-хатыбом мечети стал Магафур Зарифович Якупов. В 2017 г. его сменил Галим Мухаметгалимович Садыков. По его инициативе началось строительство пристроя к мечети, где будет размещена кухня и столовая (ашхана). Она, как и мечеть, строится на пожертвования прихожан. Жители деревни активно помогают в ее строительстве. Планируется, что к сентябрю 2023 г. возведение столовой завершится. 

Варис Сиражитдинов, член районного объединения краеведов «Иллекуль».

Фото из архива Метелевской мечети

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Сначала старые
Сначала новейшие Популярные
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии