Аргаяш-Медиа
8 (951) 771-20-75

Реклама на сайте,
в газете и соцсетях

Газета «Восход»

Подписка, реклама.

Шумбрат, удивительная и незабываемая Мордовия!

В нашей огромной стране есть удивительные места, о красоте и значимости которых мы многого не знаем.

В нашей огромной стране есть удивительные места, о красоте и значимости которых мы многого не знаем.

Меня, как краеведа, интересует история, традиции и обряды других наций и народностей нашей многонациональной страны. Так я оказалась в сердце европейской России – в Республике Мордовия.  После выжженных аномальной жарой унылых полей и лесов Аргаяшского района Мордовия с ее зелёными холмами, необозримыми полями с сизой рожью и золотыми тяжелыми колосьями пшеницы встретила ливнями и грозами. Казалось, что полям нет конца и края. Мокша и Сура – главные из 1500 рек и речушек несли свои воды, обрамляя ухоженные хозяйства трудолюбивого народа.

«Шумбрат», – уважительно, с почтением приветствовали нас повсюду. Так началось наше путешествие в красивый православный край, население которого составляет всего 770 тысяч человек. «Ныне только ленивый ягод не наберёт», – сказал мне Василий Кузьмич Кобяков, урождённый мордвин.

Гордое племя

История мордвы уходит в глубь веков. Два этноса исстари населяют эти земли. Эрзи (эрзяне) имеют финно-угорские корни. Язык же мокшан, смешанный с московским наречием, нам более близок и понятен. Не раз я слышала быль о том, как сама Екатерина Великая, путешествуя по окраине русской земли, увидела гордый народ, который не поклонился царской особе. Приказ «заморить сее племя» не подействовал. На обратном пути её следования мордва вновь не поклонилась царице, поэтому был второй мор. Так появилось слово «мордва». С течением времени сформировался гордый, справедливый и честный, упрямый, трудолюбивый народ. Плотники и каретники, столяры и лапотники, пчеловоды и пимокаты, камнетёсы и иконописцы, они и сегодня несут в города и веси свою ремесленную культуру, языковое многообразие, лад и согласие семьи и рода, гостеприимство и глубокое истинное православие. Вот об этом мой рассказ.

Шумбрат, удивительная и незабываемая Мордовия!

Храмы, храмы, храмы…  Часовни на пригорках и святые источники… С молоком матери мордва несёт в себе веру в Бога. «У нас храмы никогда не закрывались» – такой ответ я услышала на вопрос о репрессиях. В каждом селе, деревне, посёлке, городке и районном центре обязательно белый, как лебедь с зеленоватыми полосками крыльев, возвышается храм, блистающий золотыми куполами.

За стол сесть – блины есть

В роду мордвы старший «имеет вес». Его почитают, к советам прислушиваются. Племянники и зятья, братья и сёстры встречают пати (брата) как дорогого гостя. На столе национальное блюдо, по-нашему – блины. Их пекут почти ежедневно. «Я соду не кладу, с манкой муку настаиваю два часа, а густое молоко кипяченой водой разбавляю», – рассказывает хозяйка Валентина Ивановна. Блины тонкие, как бумага, сочатся от масла.

Пирогов мордва не любит. Рыба жареная, копченая и солёная, речная и морская выставляется на праздничный стол. Водку не пьют. Нам бы так! Вино на столе не присутствует.  Настоенная на травах самогонка обжигает рот, поэтому много не выпьешь. «Свадьбы раньше играли всем селом: от дома к дому шли молодые, и в каждом доме угощение и песни, пляски под гармошку», – рассказывают мне.

Есть у мордвы национальный напиток – поза. Приготовляется он из свеклы, которую парят в больших чугунах в печи, затем смешивают с хмелем, добавляя обжаренную ржаную муку, сахар и воду. Напиток этот безалкогольный. Жаль, мастериц его приготовления всё меньше становится.

Расскажу о мордовском национальном женском костюме. Правило первое: чем больше платьев на ней, тем богаче невеста. Будет она хорошей хозяйкой в доме, ведь приданое сама расшивала. Первое – бельё нательное с орнаментом, до пола, затем подгибается.  На него привязывается пояс с колокольчиками. Затем – розовое платье – накидка, на него монисто из бисера (тысяч пять-шесть стоит, ручная работа!). Поверх бусы рядами блестят.  Головной убор панго, двойной: платок с кистями лихо закручивается сбоку, а кокошник завершает. На ногах шерстяные носки по колено и сапожки. Только знающая женщина, следуя обычаям, может нарядить невесту или девушку. Минут тридцать меня облачали в эту красоту, и я испытала радость от нежного перезвона колокольчиков.

Города поглощают деревни

Мордовское село Адашево живёт своей жизнью. Белоснежный храм на высоком пригорке встречает гостей обилием гортензий, розовых флоксов и лилий. Газ проведён везде, в каждом доме. В этом заслуга бывшего главы Республики Мордовии Николая Меркушкина, который с 1995 по 2012 г. уделял большое внимание газификации сел и городов. Дороги заасфальтированы, центральный водопровод и освещение провели недавно. Отметим, что Мордовия славится артезианскими скважинами с чистейшей водой.

В сельском совете работают глава и секретарь, два человека. Проблем много, говорит глава поселения Виталий Иванович Киселёв. Село надо обкашивать, а сельсоветская казна пуста. Скота по улицам не видно: эту проблему решают сами жители. Скот содержится в загонах. В селе много дачников, есть пустующие дома, исчезающие улицы. Молодёжь уезжает в Москву, Иваново, Саратов. Село вымирает, говорят местные пенсионеры.

Столица Мордовии встретила нас солнцем. В Саранске проживает около 299 тыс. человек. В связи с проведением чемпионата мира по футболу в центре города построили новые мосты и развязки, украсили фасады зданий, построили новый стадион – розовый шар. На высоком холме блестит золотыми куполами Ушаковский храм (адмирал Федор Ушаков – национальный герой, «непобедимый Ушак-паша» мордовского народа).

Иконостас, стены храма, амвон, алтарь – всё выполнено из мельчайших цветных стеклышек. Завораживающая мозаика придаёт храму величие и небывалую красоту. Какие труды в него вложены, какое великое искусство! Храм притягивает верующих и мирян своей неповторимостью как снаружи, так и внутри.

Благословенная Богородицей

Свято-Троицкий Дивеевский женский монастырь расположен в Нижегородской области, в 12 км. от Мордовии. Как не побывать?! По преданию, есть четыре места, где Богородица спускается с небес на землю: Иерусалим, Афон, Киево-Печёрская лавра и Серафимо-Дивеевский монастырь. В 1758 году богатой помещице Агафье Мельгуновой было видение Господа, который направил её на север, в Саровскую пустынь. Приняв монашество, теперь уже матушка Александра остановилась в селе Дивеево. Господь указал ей место, где она и основала обитель, вложив в нее все нажитые средства и труды. Матушка Александра построила храм иконы Казанской Божией Матери. Завещала общину передать молодому монаху Серафиму. Таково начало Дивеевского монастыря. В 1826 году Серафим основал девичью общину. В 1861 году указом Святейшего синода утверждён Дивеевский монастырь. Первой его настоятельницей была Елизавета Алексеевна Ушакова, игуменья Мария.

Много я слышала о предсказаниях священномученика Серафима Саровского (в миру Прохора Сидоровича Машнина, 1754 года рождения), который был отшельником, жил среди зверья в лесах саровских, принимал страждущих, исцелял от физических и душевных недугов и оставил нам 50 завещаний о России, которые постепенно сбываются. Но признаться, не верила в реальность всего этого.

Шумбрат, удивительная и незабываемая Мордовия!

Сотни людей со всех уголков страны и зарубежья хотят прикоснуться к святой обители старца Серафима. Нас подвели к Канавке. По утверждениям верующих, рано утром Богородица спускается с небес и босыми ногами обходит монастырь. На этом месте в прежние века монашки вырыли глубокую канаву, которая обрамляет монастырь. Сегодня канавка сияет травой и крыжовником, а над ней возвышается мост. Мы ступили на него босыми ногами и, читая «Богородица Дева, радуйся», начали шествие. Нам позволили в храме подойти к гробу Серафима. Стеклянную крышку приоткрыли две монахини, мы прикоснулись к кольцу в челе священномученика. В трапезной вкусили православную пищу, помолившись и поблагодарив, решили осмотреть другие храмы и территорию монастыря. Сегодня в нем служат Богу 509 монахинь. Монастырь посещают паломники, священнослужители.

Родина слаще сахара

В народе говорят: каждый кулик своё болото хвалит. Поезд нас возвратил на Урал. Увидев миллионный Челябинск, дымящие трубы заводов, высотные кубы разноцветных домов, площади и аллеи, а затем голубые Увильды и двугорбый Таганай, подумала: «А всё-таки мой Урал красивее, роднее». Родина для каждого живущего на земле слаще сахара.

Татьяна Миронова, с. Губернское

Фото Веры Бородиной и Ирины Змановской

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Сначала старые
Сначала новейшие Популярные
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии