Аргаяш-Медиа
8 (951) 771-20-75

Реклама на сайте,
в газете и соцсетях

Газета «Восход»

Подписка, реклама.

Лес, ставший его судьбой: Талгат Абдуллин посвятил аргаяшскому лесу всю жизнь

10 апреля в 11.50 дня в диспетчерской Аргаяшского лесхоза раздался тревожный звонок: горит березовая роща у деревни Кызыл-Буляк. На место лесного пожара вместе с коллегами выехал и мастер лесопожарной станции-2 Аргаяшского пожарно-производственного участка Талгат Абдуллин.

Талгат Билалович вернулся домой уже в одиннадцатом часу ночи голодный, уставший, пропахший гарью. Открыл входную дверь на веранду, сделал пару шагов и повалился навзничь.

– Я выскочила навстречу, а он на полу лежит. Тут же вызвала «скорую», бригада приехала минут через семь, но было уже поздно. Как я сама удержалась в этот момент на ногах, не упала рядом с ним, не знаю. Вскоре соседи, друзья, родные собрались, – в голосе Земфиры Хамзовны, жены Талгата Билаловича, звучат невыплаканные слезы.

Выбрали Аргаяш

Талгат Абдуллин родился не в нашем районе. Но за 38 лет жизни на аргаяшской земле стал ей намного ближе и роднее, чем уроженцы здешних мест. Родился он 14 января 1961 года в старинном татарском селе Рятамак Ермекеевского района Башкирской АССР. В семье колхозников был вторым из четверых детей. Как и все мальчишки того времени, мечтал стать полезным Родине, видел себя в героической профессии. Хорошо учился в школе, после окончания 10-го класса поступил в лесохозяйственный техникум в г. Уфе. Там же и познакомился с Земфирой.

– Помню, был экзамен по химии. Учила всю ночь, не спала, жутко переволновалась. Стою у дверей аудитории, колени дрожат. А он говорит мне: «Ты чего нервничаешь? Заходи и смело отвечай», – вспоминает она.

После экзамена они долго гуляли, он угостил ее мороженым. Дружба, завязавшаяся внезапно, вскоре переросла в нечто большее, чем просто взаимная симпатия. В 1985-м после получения диплома они расписались.

– Тогда действовала система целевого распределения. Предлагали самому выбрать, куда хочешь поехать работать, или направляли туда, где с кадрами было тяжело. Мы по карте посмотрели: село Аргаяш, есть железная дорога. И одновременно сказали: хотим работать там, – рассказывает Земфира Хамзовна.

Дирекция техникума выбор одобрила. В то время руководил лесным хозяйством района Станислав Апонасенко. Удостоенный в 1982 году звания «Лучший рационализатор лесного хозяйства СССР», Станислав Ефимович после краткой беседы с супругами Абдуллиными сказал инспектору отдела кадров: «Оформляй, такие люди нам нужны».

Вскоре молодоженам вручили ордер на квартиру в только что возведенном двухквартирном коттедже рядом с конторой лесхоза по улице Лесной.

Вернулись из ада

С первых дней работы в лесничестве Талгат Билалович стал примером для молодых коллег: ответственный, дисциплинированный, требовательный к себе и окружающим.

Шла жизнь, кипела работа. Родились дочки, и хлопот прибавилось. Но трудностей глава семейства никогда не боялся, успевал и супруге помочь, и домашнее хозяйство вести, и лесное. Только в питомнике при его непосредственном участии выращены лесные культуры на площади более 300 га. Не сосчитать сколько деревьев различных пород его руками посажено по всему району.

– Только человек способен уничтожить в один миг в лесу все живое, свести на нет труд десятков людей и десятилетий, – сказал однажды Талгат Билалович, отвечая на вопрос, в чем главная опасность для леса.

Тех, кто шел в лес с миром, лесник всегда встречал дружеской улыбкой и открытой душой. Непременно показывал питомник, где росли молодые сосенки и елочки – будущее нашего аргаяшского леса. Многие аргаяшцы помнят обязательную прополку этих насаждений в рамках пятой трудовой четверти. Каждого ученика Талгат Билалович умел убедить бережно относиться ко всему живому. Скучная прополка превращалась в увлекательный урок о природе и бережном отношении к ней.

Два года назад вся область напряженно следила за ситуацией в Карталинском районе. Страшный пожар, уничтоживший более 70 домов и хозпостроек в поселках Джабык и Запасное, приведший к гибели людей, тушили добровольцы из семи лесхозов региона. Среди аргаяшской команды лесоводов-волонтеров был и Талгат Абдуллин. Больше суток мастер ЛПС-2 вместе с товарищами противостоял огненной стене высотой более 3 метров, двигавшейся со скоростью ветра 26 метров в секунду и испепеляющей на своем пути все живое. Когда стихию удалось утихомирить, аргаяшцы вернулись домой. Я спросил Билалыча (так ласково, уважительно его называли многие) о самочувствии.

– Если ад существует, то мы только что вернулись оттуда. Очень страшно, поверь, – ответил мне Талгат агай, положив ладонь на левую сторону груди.

Осиротел наш лес

Троим внукам и единственной внучке он сумел привить любовь и уважение к лесу. Они уже сегодня мечтают повзрослеть и быть во всем похожими на своего самого лучшего дедушку в мире. За профессионализм и преданность лесу Талгата Билаловича ценили и сменивший Станислава Апонасенко в 1986-м на посту руководителя лесхоза Виктор Буян, пришедший на смену Виктору Парфирьевичу в 1999-м Валерий Нигматуллин, которого в свою очередь сменил в 2005-м Валентин Крохалев. И нынешний руководитель лесничества Ильдар Зиннуров, продолжатель славной династии лесоводов, с горечью в голосе говорит:

– Осиротел наш аргаяшский лес. Такого человека потеряли! Никаких хороших слов не хватит, чтобы выразить все уважение к нему. Больно и обидно, что так случилось. На Талгата Билаловича можно было положиться всегда, доверить ему самое сложное задание и твердо быть уверенным: оно будет выполнено аккуратно и в срок.

– Это был человек с феноменальной памятью: наизусть знал не только каждый квартал в лесничестве, но и короткий путь к нему, когда в случае пожара или незаконной рубки древесины приходилось быстро добираться к месту. Ответственный, исполнительный, очень щепетильный, особенно в вопросах охраны и защиты леса. И при этом очень скромный и порядочный человек, – добавил Валентин Александрович, – таким мы его и будем помнить.

Для Крохалева Талгат Билалович всегда был другом и единомышленником. Вместе они пережили немало трудных времен и испытаний, растили лес и его теряли. И тогда рождались вот такие горькие строки:

И лес горел – стволы как свечи,
И ветер в страхе завывал.
Устали все, и нет уж мочи,
Кто мат, кто Бога вспоминал.
Для лесовода это мука –
Отдать огню, что сам создал,
Не защитил его, как друга,
А он тебя в надежде ждал.
Лес умирает только стоя,
С немым укором для людей.
Терять его – терять святое!
Больнее нет и нет страшней.

Талгат Билалович сражался за аргаяшский лес, как солдат, до последнего мига жизни.

Валерий Медведев, корреспондент
vk.com/vedmed_76

Фото из семейного архива Абдуллиных.

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии