Аргаяшская земля всегда славилась традициями пчеловодства и превосходным качеством собранного на окрестных полях и лугах целебного и полезного продукта. Сейчас же пасеки в районе можно пересчитать по пальцам.
Все труднее становится работать тем, кто увлекся старинным и благородным промыслом. Поделиться полезным опытом, обсудить наболевшее собрались пчеловоды района в с. Кулуево. Почему именно здесь?
– По моим неуточненным данным, около 20 человек в Кулуевском поселении активно ведут работу с пчелами. В среднем у каждого по 15 пчелосемей, – говорит инициатор собрания, пчеловод с почти 30-летним стажем из д. Большая Куйсарина Искандар Якупов.
Карника – медовая труженица
На встречу приехал и гость из с. Кундравы Чебаркульского района Анатолий Казаков, владелец 50 пчелосемей. Кстати, он едва ли не первый на Южном Урале заводчик набирающей популярность породы пчел карника.
– По сравнению с другими, хорошо известными не только пчеловодам породами, такими как кавказская, среднерусская, карпатка, карника уникальна. Такая пчела – это гарантия обилия чистого меда, минимум затрат, практически отсутствие покусов. Те, кому посчастливилось завести подобное семейство, утверждают, что отныне меда они собирают гораздо больше. Одна семья за сутки при хорошем медосборе может принести хозяину 6–15 кг чистого меда, – делится Анатолий Казаков.
Благодаря его советам многие аргаяшские пчеловоды содержат на своих пасеках именно эту породу. В Кулуево заглянул и коллега из п. Светлого Сосновского района Александр Хомченков, пчеловод с 50-летним стажем и 35 пчелосемьями в активе. На встречу пригласили председателя правления Союза пчеловодов Челябинской области, пчеловода в четвертом поколении из Агаповки Олега Коптелова. На дворе – конец марта, многие пчеловоды уже достали из специальных хранилищ – омшаников ульи, чтобы засидевшиеся за долгую зиму полосатые труженицы, расправив крылья, сделали первый в новом году облет своих владений. Но март коварный: резкое потепление может смениться почти зимними морозами. Перепады температур для пчел, как и для нас, хуже всего.
И пчел промаркируют?
Болезни пчел хоть и не передаются человеку (за исключением паратифа), но важно их диагностировать как можно скорее, чтобы завтра не заразились пчелы у соседа. Пчеловоды обсудили методы и способы лечения как ветеринарными препаратами, так и народными средствами. А в завершении обстоятельного разговора затронули тему законодательства, изменения в котором пчеловоды восприняли очень болезненно. С 1 марта в России начали действовать новые правила ветеринарно-санитарной экспертизы меда, перги и маточного пчелиного молочка, предназначенных для переработки и реализации, в том числе на розничных рынках и ярмарках. При этом их действие не распространяется на мед и продукцию пчеловодства, изготовленную дома только для личного потребления.
Партии меда будут исследовать по физико-химическим и органолептическим показателям (внешний вид, признаки брожения, аромат, вкус, цвет), массовым долям воды, редуцирующим сахарам, сахарозе. Отдельно прописаны требования к ветсанэкпертизе продукции пчеловодства, к которой относится перга и маточное пчелиное молочко. Также теперь не реже одного раза в год мед и продукцию пчеловодства необходимо проверять на содержание токсичных элементов, пестицидов, ветеринарных препаратов, в том числе антибиотиков. По результатам ветеринарно-санитарной экспертизы выдается заключение о пригодности меда и продукции пчеловодства для использования в пищевых целях.
Стоимость одного анализа меда, согласно изменениям, составит теперь 25–50 тыс. рублей в зависимости от региона, это вместо прежних 1800–3500 рублей. Разница существенная. Причем неважно, какой объем сдаешь на экспертизу: 20-литровую канистру или цистерну, стоимость одинакова. Новые правила контроля качества меда могут обернуться крахом для небольших пасек и начинающих пасечников, прогнозируют районные пчеловоды.
А с 1 мая вступают в силу и новые правила постановки на учет и маркировки пчел: помечаться биркой должен будет абсолютно каждый улей.
Валерий Медведев, корреспондент/vk.com/vedmed_76