Марс Исмагилович Алимов – почетный гражданин района, председатель Собрания депутатов нескольких созывов, директор Метелевской школы, учитель, краевед.
Вот уже несколько лет, как его нет с нами, но добрая память о нем жива. Он же, в свою очередь, очень хотел сохранить память о своих земляках, учителях, истории родного района. Вот тогда на страницах «Восхода» в 2009 г. появился цикл публикаций под заголовком «Моя путевка в большую жизнь». Сегодня мы представляем вашему вниманию сокращенный вариант этих воспоминаний.
Начало пути
Относительно короткий (1965–1976 гг.) период времени связывает меня с Метелевской школой, основанной в 1861 году. Довелось работать здесь вначале учителем (1965–1970 гг.), затем директором (1970–1976 гг.).
Назначение учительствовать получил приказом заведующего роно сразу по прибытии со службы в армии (учебу в ЧГПИ, прерванную 3-летней службой, решил продолжать заочно). Запомнилась районная учительская конференция, в которой я впервые участвовал. С воодушевлением мы, молодые учителя, восприняли приветствия в наш адрес с началом педагогической деятельности. В первый свой учебный год мне определили вести уроки математики, химии. Недостающий практический опыт набирал у опытных педагогов – директора школы Садыка Шагеевича Самохужина, завуча Табриса Мажитовича Мингазина, учителя, затем директора Гафара Рахимовича Якупова и других. В методический день выезжал на открытые уроки в Кулуевскую и Аргаяшскую №2 средние школы.
В разные годы в школе обучались ребята из 8 населенных пунктов – Метелева, Камышевки, Медиака, Абдырова, Крутогорки, Ишалино, Каратугана, Селяева. Число учеников составляло 340–420, из них метелевцев до 200–250 человек (с первого по восьмой класс, остальные приходили в 5-й после окончания начальной школы из других деревень). Неплохое по тем временам было учебное здание со своей угольной котельной. Оно было барачного типа – одна из трех солдатских казарм бывшего подразделения воинской части, расквартированной в деревне Чапаевке. С расформированием части в 1963 году две казармы перевезли в Метелева и Акбашева. В оставшейся свыше 15 лет действовала Чапаевская восьмилетняя школа (вплоть до строительства Кузяшевской). В отдельном здании, построенном к 100-летию школы, располагались учебные мастерские – деревообрабатывающая и слесарная. С достаточным числом швейных машин велись с девочками уроки домоводства.
Интернат располагался в старинном деревянном здании, построенном еще в 1861 году (оно не раз капитально ремонтировалось, в 1957 году к нему было пристроено большое классное помещение). Здесь же находилась школьная библиотека. С приходом селяевцев в 1970 году здание полностью функционировало как интернат. Фойе и жилые комнаты отапливались восемью печами, углем и дровами. В отдельном деревянном строении располагалась кухня, рядом – обеденный зал. В правом крыле в большой комнате – школьный музей. Он был отлично оформлен учителями к 100-летию (1961 г.) школы, имелись многочисленные экспонаты, документы. К сожалению, из-за пожара в 1968 г. музей перестал функционировать. Много выставочных предметов пропало.
Был обширный опытный пришкольный участок и добротный многолетний сад, который давал хороший урожай фруктов (их консервировали, затем все шло на питание учащихся в столовую). Школьный сад и пришкольный участок при проверке готовности к новому учебному году районной комиссией не раз оценивались на «хорошо». В 1968 году по причине сильнейших морозов (-52°С) фруктовые деревья замерзли, и сад пришлось восстанавливать.
В ведении школы имелось 7 учительских квартир. Позднее Аргаяшский совхоз выделил многодетной учительской семье квартиру в двухквартирном доме, а в 1972 г. специально для школы построил двухквартирный дом.
Аура нашей школы
Условия заметно улучшились с вводом в 1973 году типового здания восьмилетней школы на 192 места с отдельной угольной котельной. Большую долю денежных затрат на строительство школы взял на себя совхоз. На ауру нашей жизни влияла уникальная часть школьного городка: достопримечательность д. Метелева – искусственно созданная еще первыми учащимися и учителями роща-сад с вековыми березами и аллеей сосен.
Метелевская школа, являющаяся частицей системы народного образования района, жила полнокровной жизнью, соответствуя требованиям времени, конституционным положениям о просвещении в стране, основополагающим законам «О народном образовании», «Об обязательном восьмилетнем образовании, затем «О всеобщем среднем образовании». Узловые методические установки в учебно-воспитательном процессе базировались на идеях известных российских педагогов – К. Ушинского, А. Макаренко, В. Сухомлинского. В те годы в практику педагогической деятельности активно внедрялись формы и методы комплексного воспитания, объединяющего трудовое, нравственное и военно-патриотическое в сочетании с индивидуально-дифференцированным подходом во всей учебно-воспитательной работе.
Возникший еще во второй половине 60-х годов соревновательный дух в системе образования района, развиваясь новыми формами в последующие годы, являлся определенным образом стимулом совершенствования учебно-воспитательного процесса. Помнится, в 1965–1966, 1966–1967 учебных годах Метелевская школа соревновалась с Акбашевской. Тогда условия функционирования обеих были почти идентичные: здания барачно-щитовые, примерно с равным числом учащихся. В первый год акбашевские учителя были в роли «смотрящих» у нас, а во второй год мы побывали в их школе.
Важное значение педколлектив придавал работе с родителями. В общешкольный родительский комитет входили от каждого населенного пункта по 2-3 наиболее авторитетных человека. Активными были и классные родительские комитеты. Общешкольные родительские собрания проводились не менее двух раз в год. По итогам учебной четверти практиковали выездные собрания в деревнях. Традиционными стали дни открытых дверей, а с середины 70-х (как и в других средних и восьмилетних школах) – «Университет педагогических знаний для родителей». Поистине концентрацией внимания широкой общественности к вопросам воспитания подрастающего поколения стали вошедшие в 70–80-е годы в традицию районные конференции «Школа, семья и общественность», проводимые под руководством райкома партии и райисполкома раз в год в один из дней весенних каникул. Мероприятия эти проходили в РДК. Участие в них наряду с учительским, родительским и депутатским активами руководителей исполкомов советов, партийных, профсоюзных и комсомольских организаций, женсоветов и ветеранских организаций, правоохранительных органов, хозяйств и предприятий, заинтересованное обсуждение поставленных в повестке вопросов, затем освещение в газете «Восход» хода реализации принятых рекомендаций конференции имело важное социальное значение в работе с населением.
Деревенский характер
Для себя подметил интересную закономерность. Каждая деревня имеет только ей присущий характер. Возможно, заложили его основатели деревни, затем возникли свои укоренившиеся традиции и обычаи. Социально-экономическое положение населенного пункта определенно влияет на его характер и взаимно на характер живущих там граждан. Сколько деревень, столько и характеров. А потому в одной жители степенно-важные, горделивые, малообщительные, в другой же – доброжелательные, словоохотливые, общительные, готовые прийти на помощь. Охарактеризовать образ деревни, характеры ее жителей можно, хотя бы познакомившись с состоянием благоустройства и санитарии приусадебного участка. Можно ведь сказать, что это зеркало душевного состояния проживающих в этом доме людей, а в целом, если говорим о деревне, зеркало коллективного образа ее жителей.
Нашу школу представлял дружный, спаянный коллектив, объединенный целями и задачами учебно-воспитательного процесса. У нас всегда интересно проходили общешкольные и классные мероприятия, дружинные, пионерские, комсомольские и октябрятские сборы. Царил по-настоящему соревновательный дух, проводилась тимуровская работа, сборы металлолома и макулатуры. Дети активно участвовали в художественной самодеятельности. Педагогический коллектив стремился развивать ученическое самоуправление.
В тот период в районе получает развитие дух всестороннего сотрудничества совхозов, колхозов, предприятий с подшефными школами. Учитывая возросшее в стране внимание к образованию, руководители предприятий называли их своими «цехами». Отношения школы и шефов закреплялись на правовой основе – заключением двусторонних договоров о сотрудничестве. Так, например, Аргаяшский совхоз за свой счет обучал детей работников хозяйства в техникумах и вузах, содействовал повышению образовательного уровня работающей молодежи при УКП нашей школы (два раза в год предоставляли оплачиваемые отпуска для участия в сессиях). Помнится, контроль за повышением образовательного уровня работников осуществляли руководители совхоза Евграф Поликарпович Беденко, Михаил Алексеевич Евсеев, Виктор Александрович Зубов. За этим было и око парткома. В то время ведь и военкомат был заинтересован в повышении образовательного уровня призывников. Закрепленные за УКП офицеры также следили за своими подопечными.
Те одиннадцать лет педагогической деятельности запомнились мне как благоприятное время плодотворного взаимодействия и взаимовлияния Метелевской школы и Аргаяшского совхоза. Достижения последнего окрыляли педагогический и ученический коллективы, родителей. А награждение в 1973 году совхоза за большие производственные достижения переходящим Красным Знаменем ЦК КПСС, СМ РСФСР и ВЦСПС определенно добавило пафоса. Директор Михаил Алексеевич Евсеев был награжден орденом Ленина, а управляющий Камышевским отделением Петр Иванович Матвеев стал Героем Социалистического Труда. Немало специалистов и рабочих совхоза также отметили правительственными наградами. Кавалера ордена Трудового Красного Знамени, главного инженера совхоза Александра Алексеевича Копченова впоследствии назначили директором Камышевской птицефабрики.
Учителя не замыкались на своей жизни. Вместе с населением и учащимися участвовали в субботниках и воскресниках по заготовке сена, веточного корма, скирдованию соломы, сбору корнеплодов и овощей. Учащиеся охотно принимали участие в художественной самодеятельности. В 70-е вошло в традицию проведение районных смотров учительских и ученических коллективов. Обычно они проходили в весенние каникулы. Ядро клубной самодеятельности составляли учителя, молодежь.
Кадры решают все
Важное значение придавалось укреплению кадров. Райотдел образования и заведующая Ирина Исмагиловна Истекбаева принимали непосредственное участие в работе приемной комиссии при зачислении студентов пединститута и направлении выпускников на работу в район. Была развернута системная работа по профориентации выпускников на учительские специальности. Нехватка учителей-предметников с высшим образованием восполнялась созданием условий для заочной учебы в педвузах.
Откровенно говоря, работая в старейшем учебном заведении, постоянно осознавал ответственность перед памятью дедушки Динмухамета Самахужевича Хафизова (1883–1966), коренного жителя деревни, бывшего выпускника, учителя и заведующего Метелевской школой, более 50 лет посвятившего себя педагогической деятельности, кавалера двух орденов Трудового Красного Знамени, пользовавшегося заслуженным уважением и авторитетом.
По жизни меня сопровождало много хороших людей из числа руководителей и коллег по работе. Обращаюсь к бывшим ветеранам-педагогам и бывшим выпускникам! Найдите возможность поделиться своими воспоминаниями о годах, связанных со школой, с ее историей, через газету «Восход» или направьте непосредственно в образовательное учреждение.
Фото из архива Эльбруста Хайритдинова Коллектив Метелевской школы 1966/1967 учебного года. Крайний справа в верхнем ряду Эльбруст Хайритдинов, рядом с ним Марс Алимов. Крайний слева Садык Самахужин – директор школы. Сидит крайний слева Табрис Мингазин