Вскоре в стране началась кампания по коллективизации, отразившаяся на судьбах многих метелевцев.
30 января 1930 г. принимается постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». В д. Метелева был образован колхоз «Декабрист».
Признать кулаком и шпионом
По Аргаяшскому району началось раскулачивание. 17 июля 1931 г. собрался президиум Метелевского сельсовета и бедняцкое собрание деревни. Постановлением собрания было решено выселить в Сибирь Мухамедьяра Якупова из аймака Йомаш и его семью, имущество конфисковать и раздать бедноте. В доме раскулаченного разместилось правление сельсовета. Мухамедьяру в то время было уже за 60 лет, он, не выдержав тягот ссылки, вскоре умер. Его жена с тремя детьми вернулась уже без него. Вместе с Якуповыми была выслана также семья Нусрата Сагитовича Апакова из аймака Юлак. А всего в тот день из Метелевского сельсовета было раскулачено более двадцати семей.
Сабир и Сахибьямал Нуретдиновы
В 1937 г. в деревню из-за рубежа приехал один из братьев Янмурзиных. Баймурза из аймака Кусюк, не признав Советскую власть, после Гражданской войны эмигрировал из страны. По случаю его приезда Ишмурза Янмурзин провел аят. Вскоре об этом стало известно органам НКВД. Зарубежный родственник успел уехать, а Ишмурза был арестован. Вместе с ним арестованы его родственники Сабир Нуретдинов и Ахметсафа Саитгалин. Все они были обьявлены кулаками и осуждены сроком от 6 до 7 лет.
Наряду с раскулачиванием по стране шла антирелигиозная кампания. К 1940 г. в районе не осталось ни одной действующей мечети. 22 января 1937 г. был арестован деревенский мулла Хамит Файрузов и осужден на 8 лет. Повсеместно шли аресты партийных работников. 14 декабря 1937 г. был арестован Валей Кабирович Фазылов из аймака Юлак, член ВКП(б), секретарь парткома Титанстроя (Челябинский лакокрасочный завод). 9 января 1938 г. он был приговорен к расстрелу, приговор исполнен в тот же день.
14 июня 1937 г. на заседании Военного Совета И. Сталин заявил о раскрытии «военно-фашистского заговора» в Красной Армии. Он потребовал развернуть кампанию по разоблачению заговорщиков, вредителей и шпионов. Большинство командиров, обвиненных в заговоре, были приговорены к расстрелу. Пик репрессии в Красной Армии, пришедшийся на 1937-1938 гг., с меньшей интенсивностью продолжался в 1939-1941 г. г. 9 мая 1939 г. военным трибуналом Киевского особого военного округа к 3 годам исправительно-трудовых лагерей был осужден по ст. 58-10 ч. 1 (враг народа) красноармеец Хабибрахман Мажитович Халиков (1916-1941 гг.) из аймака Бухар, проходивший службу в Житомирской области. Он был реабилитирован только в 1999 г.
В районе коллективизация полностью была завершена к 1936 г. Принят план государственных заготовок, за срыв которого устанавливалась жесткая система наказании, в том числе суровая судебная ответственность. 27 декабря 1940 г. районный суд привлек правление колхоза «Декабрист» (председатель Валей Сулейманов из аймака Вак-ажак) к штрафу в 3936 рублей, при этом невыполненную часть хлебопоставок определено взыскать. В такой непростой атмосфере прошло социалистическое переустройство в районе, которое сопровождалось репрессиями, поисками «врагов народа», сломавшее немало человеческих судеб.
Первые шаги советской школы
С победой революции и установлением Советской власти в стране реформируется педагогическая система. Образовательные учреждения получили названия трудовых школ 1 и 2 ступени. Одна из трудовых школ 2-й ступени открылась в Аргаяшском кантоне. Открытая в 1922 г., она из-за отсутствия помещения в кантонном центре вначале размещалась в д. Метелева. Для ее организации Аргаяшский отдел народного образования пригласил Фархи Нурмухаметовича Тимергазина, в дальнейшем он стал ученым, кандидатом педагогических наук, заведовал кафедрой педагогики БГПУ, став ее первым директором.
В переписи 1920 г. указано, что до него в Метелевской школе работал Байрамгул Ягудин, член ВКП(б), уроженец Пермской губернии. Его заработок составлял 1000 руб. Ф. Тимергазин вспоминал: «Честь организации первой башкирской 7-летней школы в Аргаяшском кантоне выпала на мою долю. Я горжусь тем, что местные партийные и советские организации поручили мне это дело».
Таких школ в Башкирии, в которую входил Аргаяшский кантон, было открыто всего шесть. При школе сразу было открыты интернат, столовая, столярная мастерская. Одним из учителей работал Агзам Мухлисович Салимов, который в своих воспоминаниях писал: «Комнаты были высокие, окна большие, света достаточно, обзавелись небольшой мебелью, наглядных пособий очень мало. Учащиеся собраны со всего кантона. Девочек-учениц очень мало. Приход в школу первых девочек был первым проблеском новой жизни». Первые учащиеся почти все были переростки. Им выдавалась стипендия – 7 рублей в месяц. Было организовано питание, некоторым выдавались одежда и обувь. Приезжие жили в интернате. По воскресеньям они уезжали домой.
Фото 1930 г. Областные курсы соцстрахования
В школе было много материальных и организационных трудностей. Еще не были созданы новые учебники, методические пособия и т.д. Учебные программы были очень маленькие, по отдельным предметам давались короткие объяснения. В первый год у учащихся не было учебников по математике, физике, истории и географии на башкирском языке, учились по русским учебникам. Р.У Кузыев при встрече со своим учителем А.М. Салимовым вспоминал: «Современные школы невозможно сравнить со школами того времени. Сейчас в школе есть кабинеты, снабженные приборами, химикатами, моделями. А раньше, кроме географических карт, ничего не было».
После решения организационных вопросов по учебе началась подготовка по созданию комсомольской организации. И накануне Октябрьского праздника в 1922 г. лучшие ученики были приняты в ряды комсомола. Школа была центром общественной и культурной жизни в кантоне. Здесь проводились совещания и конференции учителей, а летом курсы по подготовке учителей. Многие ученики, которые учились в 1922-1924 г. г., поступили на рабфак, а затем в различные вузы. В дальнейшем они стали известными людьми: Зайнулла Аминович Иксанов, профессор, доктор медицинских наук, ректор БГМУ, Рамазан Усманович Кузыев, старший научный сотрудник БФ АН СССР, кандидат исторических наук, заместитель председателя СНК БАССР, Барый Саяргалиевич Саяргалиев, кандидат филологических наук, воевал в составе 112-й башкирской кавалерийской дивизии, Мархаба Динмухаметовна Хафизова, капитан медицинской службы, врач-хирург 1 категории, отличник здравоохранения СССР.
В 1924 г. школа была переведена в Аргаяш. Метелевская школа стала начальной. Директором был назначен Динмухамет Самахужинович Хафизов (1883-1966 г.г) из аймака Бухар, участник Первой мировой войны, организатор в системе образования, заслуженный учитель РСФСР, избирался депутатом Челябинского областного Совета, участник 1-го Всесоюзного съезда учителей (1937). В деревне его называли красный учитель. О нем упоминает в своем романе «Первые шаги» писатель Акрам Вали: «Живость, активность метелевцев я вижу в труде учителя Хафизова, который отдавал свою силу, энергию делу воспитания односельчан». Государство высоко оценило педагогическую деятельность Д. Хафизова. Он был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, которые ему вручали М. Калинин и Н. Крупская.
Варис Сиражитдинов, член любительского объединения «Хазина», д. Метелева
Фото из архивов краеведа.
Молодец Варис, сколько бы ни прошло времени, как бы в то время ни было, мы все обязаны знать историю родного края. Сложные были времена, так же как и в настоящее время, многие старались подменить понятия, под видом борьбы с кулачеством, завистники подводили под раскулачивание самых работящих и трудолюбивых, писали доносы на своих односельчан, вносили ,,продуманный” раздор между людьми (кстати сейчас уже известно кто это был, но по этическим нормам ни в коем случае не будем это озвучивать).
Ещё раз повторюсь, молодец Варис, продолжай, у людей не знающих свою историю, нет хорошего будущего.