Кондитерская фабрика «Фантэль» в Челябинске – развивающееся предприятие. Последние три года оно взяло курс на полную модернизацию производства: идет поэтапная замена технологических линий и оборудования.
Как следствие, требуются новые сотрудники – от пекаря-кондитера до заведующего производством и делопроизводителя. Фабрике на сегодня нужно около 120 сотрудников. С этой целью ее руководство обратилось в отдел по Аргаяшскому району центра занятости населения г. Кыштым с просьбой провести встречу с сельчанами, ищущими работу. Начальник отдела персонала Наталья Орлова и специалист по кадрам Оксана Нечеухина приехали в Аргаяш на встречу с безработными, чтобы решить кадровые вопросы на месте. Подробно рассказали о том, как и чем живет сегодня кондитерская фабрика, о имеющихся вакансиях. Их внимательно слушали 30 пришедших на встречу женщин разного возраста. Ни одна из них не задала ни одного вопроса, не обронила ни слова. Едва начальник отдела Анна Зимина произнесла итоговую фразу о завершении встречи, все дружно вышли на улицу, и розданные фантэлевцами визитки тут же полетели в мусорную урну. Лишь одна безработная осталась для заполнения анкеты на трудоустройство.
Причину такого равнодушия я отчасти понял из разговора с участницей встречи уже на улице. Жительница Кузнецкого поселения, назвавшаяся Эльвирой, пояснила:
– За последние годы подросли «детские», социальные пособия. В пандемию вырос размер пособия по безработице. Живем в деревне, свой огород, живность, лес рядом, грибы-ягоды. Только за лето на лесных дарах до 50–60 тыс. зарабатываю. При этом сама себе хозяйка. А тут в шесть утра вставай, по морозу иди на автобус. Потом час до города пилить, 12 часов на ногах, и всего 22–25 тыс. предлагают. Пусть за эти копейки сами и вкалывают.
Судя по всему, этого мнения придерживаются и другие. Анна Викторовна давно перестала удивляться, что большинство подобных встреч с работодателями не вызывают активного интереса у сельчан.
– Даже после завершения срока выплаты пособия по безработице реальную работу искать пойдут единицы. Кто-то, возможно, зарегистрируется как самозанятый. В районе есть интерес к такой форме трудоустройства. Большинство же предпочтет неофициальную подработку либо ведение домашнего подворья, – констатирует она.
Отчасти в такой ситуации виноваты сами работодатели: красивые рассказы о предприятиях зачастую расходятся с реальным положением дел. Неподготовленное, плохо оборудованное рабочее место, ненормированный сменный график с регулярными переработками не только в будни, но и в праздники, низкая или несвоевременная оплата труда отпугивают даже непритязательных сотрудников. Что уж говорить о квалифицированных кадрах.
Еще один важный фактор, влияющий на ситуацию на рынке труда, – социальные выплаты и пособия. Не секрет, что в районе немало семей, живущих на «детские», они стали единственной статьей дохода в семейном бюджете. При этом родители не делают никаких попыток трудоустроиться и вернуться в традиционный родительский статус – главного кормильца своих детей. Введение правила «нулевого дохода», когда взрослым для получения детских выплат нужно обосновать отсутствие трудовой занятости, пока существенно эту иждивенческую практику не изменило. В лучшем случае родители находят неофициальную подработку, но нередко не утруждаются и этим.
Скажется на ситуации на рынке труда и прошедшая частичная мобилизация, ведь из села ушли молодые трудоспособные мужчины, многие из них с востребованной квалификацией. Вынуждены были приостановить свою деятельность и местные предприниматели, получившие повестку. Насколько серьезно изменится в связи с этим ситуация с занятостью в районе мы увидим очень скоро.
Валерий Медведев, корреспондент/vk.com/vedmed_76
Цифра
176 безработных числится на сегодня в Аргаяшском районе
475 вакансий, из них 360 по рабочим специальностям, предлагается сельчанам, оставшимся без работы, при средней заработной плате не ниже 25000 рублей