Абдуллу Рахматулловича Набиева – этого седого стройного кулуевца хорошо знают в нашем районе многие
Заглянем с вами в архивы. Постановлением Совета Министров РСФСР 21 апреля 1959 г. колхозы «Совет», «Искра», имени Сталина, «Березовка» преобразованы в один совхоз «Кулуево». Так начиналась история Кулуевского совхоза, сегодня оставшегося лишь в памяти старшего поколения.
Строчки документов сухи и бесстрастны. Постановлением главы администрации района №557 от 6 августа 1992 г. совхоз «Кулуево» реорганизован в товарищество с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Кулуево». Аналогичным документом № 797 от 23 декабря 1999 г. ТОО «Агрофирма «Кулуево» преобразовано в сельхозкооператив «Кулуево». Распоряжением Министерства сельского хозяйства Челябинской области от 6 июня 2009 г. СПК «Кулуево» исключен из Единого реестра сельскохозяйственных предприятий Челябинской области как не прошедший процедуру банкротства.
Всего четыре официальных записи. До сих пор при воспоминании об ушедших навсегда днях у кулуевцев на глазах выступают слезы. Сколько сил, желания, энергии было вложено в родное хозяйство, чтобы оно росло и процветало. Но из-за безграмотного управления и хищнического использования ресурсов так называемыми инвесторами его, вместо дальнейшего развития, ждали банкротство и ликвидация. Нет больше совхоза, некогда кормившего и поившего Озерск, но остались его труженики. Один из них – бывший главный энергетик Абдулла Рахматуллович Набиев. 25 июля в кругу семьи – супруги Флюры Абдрахмановны, дочери Альбины и сына Наиля, зятя и снохи, внучек Камилы и Виктории – он встретил свой 77-й день рождения.
Позавидуют разведчики
Он поражает своей феноменальной памятью. До сих пор помнит многие номера стационарных телефонов, имена-фамилии руководителей, специалистов и рабочих не только родного хозяйства, но и соседних, календарные даты различных событий. «Это благодаря армейской службе. Нас учили запоминать даже малозаметные и незначительные детали, а через какое-то время требовали воспроизвести их максимально точно», − объясняет Абдулла Рахматуллович. Мы беседуем на скамье во дворе дома Набиевых. Под ногами тротуарная плитка, вокруг – идеальный порядок. А в центре гордо возвышается пушистая голубая хвойная красавица. «24 года исполнилось ели. Осенью 97-го привез ее из Озерского питомника. Каждый декабрь украшаю новогодней гирляндой. Только наверх подниматься по трехметровой стремянке с каждым годом становится все труднее», − улыбается он.
Судьба шестого ребенка в семье сельских тружеников из д. Ялтырова никогда не была легкой. На свет Абдулла появился, когда отцу Рахматулле шел уже 56-й год. Он умер, едва сыну исполнилось четыре года. Дальше заботы о семье легли на плечи братьев. «Мне вот 77 исполнилось, а старший брат, участник войны, всего 74 года прожил. Второй даже не дожил до 70», − горечь звучит в его голосе. В Ялтырова окончил четыре класса начальной школы, с пятого ежедневно пешком ходил в Кулуево. А это 12 километров: шесть туда, шесть обратно. Ни разу не опоздал на урок! Занятия проходили в старой деревянной школе. Ее давно нет: сгорела в январе 55 г. В 1962-м Абдулла поступает в ЧИМЭСХ. Осенью следующего года со студенческой скамьи его призвали в ряды Советской Армии. Служил три года в пригороде Каунаса Литовской ССР. Вернувшись, восстановился в институте. В 1970 г. успешно окончил его, получив специальность инженера-электрика сельского хозяйства.
Гремели на всю страну
Где работать, вопрос никогда не стоял. Конечно, в родном Кулуево! «Главным инженером совхоза тогда был Николай Михайлович Плаксин – настоящий профессионал, и специалист отменный, и человек, каких мало на земле. Каждый день повторял мне: «Абдулла, спрашивай с подчиненных строго, но будь с ними на равных. Вникай не только в производственные, но и семейные, социально-бытовые дела». Когда у того же механизатора, скотника, доярки и дома все хорошо, и на работе условия созданы, человек душу из себя вынет, а свою работу сделает как надо», − вспоминает усвоенные жизненные заповеди Абдулла Рахматуллович.
Совхоз своими показателями гремел на всю страну: урожайность зерновых в отдельные годы достигала 40 ц/га, каждая корова давала по 4-5 тыс. кг молока в год, механизация и автоматизация основных производственных процессов была одной из самых высоких в районе и области. С Доски почета возле райкома партии и райисполкома не сходили лица передовых доярок, телятниц и механизаторов хозяйства. «У нас в лучшие годы общая площадь пашни в обработке до 20 тыс. га доходила. 12 тыс. был посевной клин, из них 6,5 тыс. – зерновые и зернобобовые. Семь летних лагерей для молочного стада, два зернотока – на центральной усадьбе и в Березовке. Одни из первых в районе полностью автоматизировали дойку и навозоудаление, другие технологические операции», − рассказывает Абдулла Рахматуллович.
Остается только в памяти
Но не только надоями, привесами и гектарами жил совхоз. На различных соревнованиях кулуевцы ежегодно завоевывали десятки кубков и медалей в летних и зимних видах спорта. Снимать фольклорные коллективы в Кулуево приезжали телевизионщики, восхищаясь самобытностью местных талантов. А какой силой и непререкаемым авторитетом обладали партийная и совхозная профсоюзные организации! Работали от души, жили в достатке, не зная проблем с кадровой преемственностью. Кулуевские трудовые династии –особый разговор. Деды и отцы знали, что их сменят сыновья и внуки. Молодежь после вузов стремилась попасть на работу именно в это хозяйство, что было непросто: шел отбор, нужно было доказать свою профессиональную состоятельность.
Как и большинство сверстников, Абдулла Рахматуллович горько сожалеет о том, что родного хозяйства однажды не стало. Но на мой вопрос о его возрождении отвечает отрицательно. Поясняет: «За многие годы у людей пропало желание заниматься сельским хозяйством, да и самой работы в селе почти не осталось. Как ни крути, без участия государства, огромных вложений и грамотной аграрной политики ни о каком возрождении больших производств говорить не приходится, хотя… ведь остался на плаву единственный уцелевший совхоз Аргаяшского района – Акбашевский. Если бы не развалили, удержали, как сумели выстоять соседи – акбашевцы, то и возрождать бы ничего не пришлось».
Жизненная закалка не дает Абдулле Рахматулловичу вести пенсионерскую тихую жизнь. Начали строить в Кулуево мечеть, и он с головой ушел в работу, взвалив на себя решение множества технологических вопросов. Заезжал на минутку в редакцию с очередной кипой документов и горящими глазами. Недавно земляки – ялтыровцы открыли в деревне памятник «Защитникам Отечества». И в этой работе Набиев не остался в стороне. Он идет по жизни верный заповедям, усвоенным с юности: пока есть силы, трудись, делай, что можешь, что тебе по плечу.
Валерий Медведев.