Озерный Аргаяшский край может остаться без своего главного богатства
Берег Аргазей усеян мертвой молодью рыбы. Специалисты министерства экологии предполагают, что массовый мор в нынешнее жаркое лето случился из-за недостатка кислорода и бурного цветения сине-зеленых водорослей. Но только ли в этом причина беды, свалившейся на Аргужу, что воспето в народных песнях башкир?
Как метко заметил Рашид Хакимов – автор исследования, посвященного озеру, Аргази – это колодец, откуда миллионный Челябинск черпает воду. В его пригороде – поселке Каштаке есть улица Аргазинская и одноименный переулок, но их жители близко не подходят к реке – настолько она грязна после прохождения мегаполиса. А ведь еще в начале XX в. челябинцы пили воду прямо из Миасса, тогда она была вкусна и чиста. Колодезной же поили скотину, потому что с миасской она не могла сравниться ни приятностью, ни мягкостью. Жители с. Байрамгулово пили воду из Аргазей до 1970 г. Через пять лет случилась страшная засуха, город вычерпал Аргазинское водохранилище. Тогда было принято экстренное решение переброски воды из озера Увильды. Оно стало спасением для Аргазей, но уникальной южноуральской жемчужине нанесло огромный урон, негативные последствия которого не преодолены до сих пор.
Что спасет Аргази?
21 января 1969 г. Аргазинское водохранилище объявлено гидрологическим памятником природы. Граница его охранной зоны составляет не менее 300 от береговой линии и колеблется в пределах от 300 до 2000 м. Но даже такой статус, казалось бы гарантирующий полную экологическую безопасность озера, не решил накопившихся за многие десятилетия проблем. Обращусь к данным, приведенным в исследовании Рашида Хакимова: в 2011 г. ученые отметили, что за год в Миасс и Аргази попадает 426 т солей железа, 10,4 т солей меди, 23,6 т солей цинка. Эти загрязнители отложились на 15% всей акватории, увеличив нанос донных отложений и усилив процесс обмеления. Заиливание дна, заболачивание берегов, засилье сине-зеленых водорослей… Это они, бурно разрастаясь, лишают кислорода все живое вокруг.
130 млн. м3/год чистой воды может дать водохранилищу Долгобродский канал. Его строительство было начато в 1975 г., но не раз приостанавливалось. После завершения постройки Долгобродского водохранилища на реке Уфе было принято решение построить канал Кыштым – Аргази протяженностью 21 км в обход Увильдов. В минувшем году проект был завершен. Губернатор Алексей Текслер во время рабочего визита в Аргаяшский район убедился, что полноценный дополнительный источник питьевой воды создан, проведен успешный тестовый запуск. В период маловодья этот водный тракт окажется спасительным для всей Челябинской агломерации.
Конечно, на экологическом здоровье Аргазей скажется и проект по снижению влияния загрязненного стока с территории Карабашского городского округа. Канал для отвода чистого стока реки Сак-Елги в обход загрязненных территорий в реку Киалим построен в 2018 г. Дамба для перехвата оставшегося загрязненного стока и гидроботаническая площадка позволят создать мелководное водохранилище, которое за счет высших водных растений –камыша и рогоза будет поглощать загрязняющие вещества и очищать воду. Эти меры позволят сократить загрязнение Аргазинского водохранилища в 20 раз, плюсом ежегодное пополнение на 9 млн м3 чистой водой Киалима. Но сегодня эти проекты еще не завершены и опасность здоровью Аргазей сохраняется.
Увильды в блокаде
Озеро Увильды –самое популярное место отдыха на Южном Урале. Это не просто пафосные слова, а результат исследования Московского спутникового телеканала «360°» и Всероссийского исследовательского центра «Маркетинг и социология». На втором месте предпочтений южноуральцев оказался Тургояк, замкнули тройку лидеров Еловое и Кисегач. Самое большое южноуральское озеро с прозрачной водой, насыщенной кислородом и минералами, не зря зовут жемчужиной в короне Южного Урала. Его максимальная глубина достигает 40 м, а площадь водного зеркала составляет 68 кв. км. Как и Аргази, Увильды имеет статус гидрогеологического памятника. Но это, увы, не спасает его от экологических проблем.
Специалисты ОГУ «Особо охраняемые природные территории» в текущем году установили 564 нарушения природоохранного законодательства на озерах области, треть из них приходится на Увильды. Антропогенная нагрузка здесь просто зашкаливает. Кандидат географических наук, доцент Челябинского педагогического университета Сергей Захаров проводил исследования увильдинской воды в 2008 г. Еще тогда его поразило, что проблемы одного из самых древних озер края (его возраст определен в 14 000 лет, хотя оно может быть и старше) не звучат в полный голос. По озеру Тургояк принято решение – здесь будет природный парк. Почему же его гораздо старший по возрасту брат, испытавший немало бед от бездумного и потребительского отношения, оказался в роли бедного родственника?
По итогам очередного рейда и. о. директора ОГУ «Особо охраняемые природные территории» Игорь Булатов заявил: «Типичная ситуация для Увильдов: заборы, подпорные стенки, бани, гаражи упираются в водную акваторию. Постройки находятся в водоохранной зоне и ограничивают доступ других жителей к береговой линии озера. Владельцы этих объектов были уже неоднократно оштрафованы». Теперь черед исковых заявлений в суд, но опыт показывает, что исполнить судебное решение о сносе незаконных объектов на увильдинском берегу очень сложно.
В ходе рейда по Увильдам. Фото сайта Министерства экологии Челябинской области
Должен быть иной, системный подход к спасению Увильдов, какой при поддержке губернатора Алексея Текслера был найден по Тургояку. Иначе вся охрана озера сведется к нескончаемому поиску нарушений и попыткам их устранения. А озеро нуждается в срочном мониторинге состояния, определении главных направлений охраны Увильдов от хищнического отношения. Александр Лагунов, кандидат биологических наук, заслуженный эколог России, председатель Общественного экологического совета Миасского городского округа, убежден, что региону жизненно необходима мониторинговая станция для водоемов, оснащенная современнейшими технологиями. Для воды необходим такой же мониторинг, какой создан в области по воздуху. Только тогда можно будет говорить о выработке и осуществлении мер по предотвращению негативных явлений и процессов, предупреждению многомиллионного ущерба, падения качества воды.
О малых озерах замолвите слово
Так уж выходит, что жителям Аргаяша в последние годы приходится немало повоевать за родное озеро. Местные рыбаки при поддержке главы района Игоря Ишимова добились того, чтобы Аргаяш больше не сдавался в аренду рыбопромысловикам. А тут новая проблема: местное сельхозпредприятие получило разрешение на сельхозполив. В самые жаркие июльские дни насос работал с раннего утра и до ночи. Результат виден простым глазом: береговая полоса низкого восточного берега значительно обнажилась.
Низкий восточный берег озера Аргаяш обнажился нынешним летом. Зато прекрасно чувствуют себя здесь сине-зеленые водоросли.
Между тем Сергей Захаров утверждает, что наш Аргаяш –озеро уникальное. Во-первых, оно входит в перечень памятников природы и этот статус не снят. И не может быть снят, потому что лишь два озера периода пенеплена в нашей области при нормальном уровне воды имеют глубину ниже 7 м. Это наш Аргаяш и кунашакский Чебакуль. Во-вторых, уникально наше озеро не водой, а своей карстовой котловиной, которую в ходе древнетектонических процессов залили подземные воды после провала слоя земли, состоявшего из мягких известковых пород. В-третьих, еще с 1936 г. и по сей день на Аргаяше установлен гидропост, поскольку из него нет водозабора и сброса, своеобразная гидрологическая линейка для водоемов. Сергей Геннадьевич располагает картой здешних глубин и убежден, что ученых ждет немало интересного при исследовании нашего озера.
Исходя из сказанного, возникает вопрос: учитывало ли эти факты министерство промышленности Челябинской области, принимая решение о предоставлении ООО «Агро-ресурс» озера Аргаяш для работ по гидромелиорации? При этом двумя важнейшими условиями этого договора являются недопущение вреда окружающей среде и проведения работ, приводящих к изменению его естественного водного режима. Нельзя взять у озера больше, чем ему требуется ежегодно для восстановления водного баланса. Напомним, что питается Аргаяш только за счет осадков и подземных источников. Наша редакция направила официальный запрос в министерство промышленности по поводу создавшейся ситуации. Аргаяшцам вовсе не хочется повторения истории, когда в одной из деревень за ночь исчез пруд. Мы до последнего времени привыкли выбирать из двух э –экономику, отодвигая интересы экологии, забывая, что деньги нельзя есть, их нельзя выпить и ими не надышишься.
Римма Хибатуллина.
Знаете ли вы?
Дно у восточного и северного берегов озера Аргаяш покрыто песком, у южного – песком с галькой, у западного – глинисто-песчаными отложениями. По центру – иловыми отложениями слоем 0,5–0,7 м, объемом более 2 млн. м3, содержащими органические вещества, что является благоприятным условием для обитания микроорганизмов. Площадь озера с глубиной до 2 м составляет около 15%. Затем она быстро увеличивается до 4-5 м. Аборигены озера: окунь, чебак, карась, ерш, ротан. В прошлые годы зарыблялось сигом, рипусом, карпом, щукой, пелядью. В 2012 г. запущен байкальский омуль.
А что у соседей?
Администрация Каслинского района вплотную занялась подготовкой экологического обоснования природного парка «Аракуль». Екатеринбужские ученые провели очередной выезд на озеро с целью корректировки границ будущего парка, провели некоторые ботанические и зоологические наблюдения. Существующие туристические маршруты на Аракульский Шихан вызывают много вопросов. Беспокоит и состояние озера, уровень воды в котором снизился на 1,5 м.