Аргаяш-Медиа
8 (951) 771-20-75

Реклама на сайте,
в газете и соцсетях

Газета «Восход»

Подписка, реклама.

Судьба моя – «Восход». Дважды рожденный Иван Мучкин, фронтовик и селькор

В последнем томе Книги Памяти Челябинской области есть список фронтовиков, которых считали погибшими. И в Книгу Памяти они попали как погибшие с указанием мест захоронения, но вопреки военным документам оказались живыми.

В последнем томе Книги Памяти Челябинской области есть список фронтовиков, которых считали погибшими. И в Книгу Памяти они попали как погибшие с указанием мест захоронения, но вопреки военным документам оказались живыми.

 

Среди них учитель Байрамгуловской школы Иван Ефимович Мучкин. Читатели «Восхода», кто выписывал газету в 1960–1980-е годы, наверное, помнят его как селькора-активиста. В те годы наше редакционное утро начиналось с его телефонного звонка: «Мучкин у провода! Примите информацию…». И далее следовал рассказ о заготовке сена, уборке овощных культур, вспашке зяби или комбайнере, намолотившем за сутки рекордное количество зерна. А спустя несколько дней этот добродушный человек появлялся в редакции с исписанными тетрадными листочками. В них – обстоятельные корреспонденции о положении дел в животноводстве или полеводстве, очерки и зарисовки о лучших доярках и механизаторах совхоза, репортажи о мероприятиях в школе, где он преподавал географию.

Мог бы стать журналистом

Прошло уже 29 лет, как его не стало, но у меня до сих пор в памяти, как шумно и весело становилось в редакции, когда приходил Иван Ефимович. Казалось, он никогда не унывает, шутливым выражением может сгладить любую неприятность. Он активно участвовал в слетах рабселькоров, проводившихся в редакции ежегодно 5 мая (в День печати). Не отказывался, если его просили выступить с докладом. И всегда подчеркивал, что с уважением относится к профессии журналиста. Как-то даже сказал: «Если бы я не стал учителем, выучился бы на газетчика».

В 1960-е годы Иван Мучкин окончил школу и университет рабселькоров при редакции. Судя по его корреспонденциям, это был литературно одаренный человек. Очерки и зарисовки, подписанные «И. Мучкин, селькор», всегда читались с интересом. Особенно автору удавались рассказы о фронтовой жизни. «В своих воспоминаниях о Великой Отечественной войне я хочу показать, каким тяжелым было время военного лихолетья, какие нечеловеческие страдания и лишения выпали на долю советских людей, какую острую боль испытывали матери, жены, дети, получая похоронки о гибели родного человека, – говорил он. – Я сам все это испытал: в 1943 году получил настолько тяжелое ранение, что меня сочли погибшим и отправили похоронку в Кызыл-Буляк, где в годы войны жила моя семья».

В списках живых не значился

На фронт он ушел добровольцем в 1942 году, сразу после окончания средней школы. Ему было 17 лет. Попал в 62-ю гвардейскую армию под командованием генерал-лейтенанта Василия Чуйкова. Дивизии этой армии участвовали в Сталинградской битве, сражении на Курской дуге. Среди бойцов был и минометчик Иван Мучкин.

«Бои были тяжелыми, кровопролитными, но мне везло: фашистские пули и снаряды пролетали мимо, – вспоминал Иван Ефимович. – В настоящее пекло наша дивизия попала в июле 1943 года на территории Донецкой области. Я никогда не забуду, как мы освобождали небольшое село Голая Долина. Бои здесь велись страшные. Советские войска столкнулись с прочной обороной немцев, при попытках прорвать которую гибли целые подразделения. На том участке, где вела бой наша минометная рота, в какой-то момент я остался один. Продолжал вести огонь по врагу. Уже был несколько раз ранен, а взорвавшийся снаряд контузил меня. Я потерял сознание».

Санитары, подбиравшие убитых и раненых, решили, что рядовой Мучкин погиб, заполнили соответствующие документы. В Аргаяшский район ушло письмо о мужественном молодом воине, погибшем смертью храбрых. Но он выжил. Долго лечился в госпитале. Выздоровев, снова оказался в своей части. До победного мая еще дважды был ранен, после лечения продолжал воевать. Вернулся домой в сентябре 1945-го с боевыми наградами – орденом Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу» и другими.

До конца жизни Иван Ефимович своим вторым днем рождения считал жаркий июльский день 1943 года, когда чудом остался жив. Как памятные реликвии, хранил похоронку на себя и письмо с обратным адресом «Донецкая область, с. Голая Долина», написанное однополчанами его матери Ульяне Ивановне. «Мы отомстим за Ваню», – такими словами заканчивалось письмо.

В мае 1985 года, накануне 40-летия Победы, Иван Ефимович ездил в Голую Долину, встретился с участниками освобождения Донбасса, побывал на том месте, где чуть не погиб. В 1968 году здесь был сооружен мемориальный комплекс, на гранитных плитах высечены имена более полутора тысяч советских воинов, убитых фашистами в Голой Долине. Среди них была и его фамилия.

«Мне трудно говорить о той поездке, – делился он после возвращения с памятной встречи с однополчанами. – Нет, не потому, что на обелиске увидел свою фамилию. Я не могу смириться с тем, что мои друзья-однополчане сложили головы в той жестокой битве. Они могли бы жить и жили бы, не будь войны. Вырастили бы детей, радовались бы внукам и правнукам».

В 1992 г. Иван Ефимович стал реже появляться в редакции: часто болел, сказывалось тяжелое ранение на фронте. А 1 сентября нам сообщили, что ветеран войны Иван Мучкин скончался – в этот день ему должно было исполниться 68 лет.

Неля ФАТХУЛЛИНА.

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Сначала старые
Сначала новейшие Популярные
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии