Пока рыбаки и рыбоводы не могут найти общий язык, состояние наших озер только ухудшается
Руководители рыбоводных хозяйств области решили создать собственную ассоциацию для защиты интересов производителей аквакультуры, следуя примеру рыболовов-любителей, которые давно объединились и активно освоили социальные сети, отстаивая свое мнение.
Совещание рыбопромышленников прошло в региональном Министерстве сельского хозяйства. В нем принял участие начальник отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Челябинской области Нижнеобского территориального управления Росрыболовства Владимир Борисов. Он отметил, что объекты аквакультуры, то есть рыба, которую разводят рыбохозяйственные предприятия на рыбоводных участках, является их собственностью. И по закону никто не вправе посягать на нее. Но теория у нас всегда расходится с практикой.
Все водоемы, в том числе и рыбопромысловые, являются федеральной собственностью, и, значит, любой гражданин страны имеет право ловить в нем рыбу. Рыбоводы хотели бы законными методами защитить свое право на сохранность выращенной и находящейся в озере рыбы − как правило, сиговых, которые в диком виде в наших южноуральских водоемах не встречаются. Рыбаки же отстаивают свое право ловить рыбу в любом водоеме, в том числе рыбопромысловом. Но на удочку попадает при этом и сиг, и аборигенный окунь, и щука или карп. Рыбоводы считают, что, следуя закону, рыбаки должны отпускать пойманную рыбу с «неместной пропиской». Любой рыбак на это требование найдет массу аргументов, что поймал аборигенную щуку или карпа. Благо стараниями местных краеведов и отличной памяти старожилов хорошо известно, в каком озере, с каких пор и кто водится. Поди разберись: поймался карп, зарыбленный два года назад арендаторами, или это «доморощенный» потомок карпов, запущенных в озеро еще в советское время.
Берега в дохлой рыбе
Конфликтные ситуации возникают, когда рыбопромышленники ведут лов. Кузнецкие рыбаки возмущены нынешними его результатами: все берега озера Ирдяги с весны усеяны дохлой рыбой. Крупные местные караси, славящиеся вкусом на всю округу, задохнулись в взбаламученном сетями песке и иле. В апреле состоялось общее собрание жителей Кузнецкого поселения, которое приняло решение просить внести озера Малые и Большие Ирдяги в перечень водных объектов Челябинской области, на которых запрещено рыбопромышленное рыболовство. Под обращением в региональный минсельхоз кузнечане собрали подписи. Они очень надеются, что их мнение будет услышано, как было ранее услышано мнение жителей с. Аргаяш и Норкинского поселения, вставших на защиту своего озера.
Отдельная и серьезная тема разговора – браконьерство, особенно сегодня, когда в нерестовый период объявлен запрет на ловлю. Инспекторы рыбоохраны изымают сети и улов, выписывают штрафы, но число тех, кто грабительски относится к водному богатству, не уменьшается. Кстати, рыбоохране помогают и сами рыбаки. На днях на озере Б. Кременкуль двое активистов «Рыбацкого комитета» задержали четырех браконьеров, сообщили инспекторам, полиции и кинули клич в сетях, чтобы их поддержали единомышленники.
Пора спасать озера
Понятно, что рыбак рыбаку рознь: одни оставляют после себя груды мусора, другие возмущаются варварским отношением коллег к природе. «Раньше даже и не думала, что люди после рыбалки оставляют такие горы мусора, – пишет одна из любительниц рыбной ловли, – вы что творите, не губите нашу природу. Мне очень стыдно за нас». Ее поддерживает Евгений Парамонов. Сфотографировав груду мусора, оставленную на берегу, он написал в соцсетях: «Такие вот подарочки оставляют озеру рыбаки в знак благодарности. Мужики, ну, на сто раз уже пересказано. Сами же сюда еще вернетесь. Не трудно забрать мусор с собой и выкинуть по дороге в контейнер».
По инициативе губернатора Алексея Текслера введен постоянный мониторинг за экологическим состоянием таких знаковых для области озер, как Теренкуль, Большой Кисегач и Тургояк. Для них поручено разработать план охраны и развития, чтобы сохранить уникальные природные ресурсы региона, находящиеся под серьезной угрозой. Этот список по предложению Анны Смирновой, члена Совета региональной спортивной общественной организации «Федерация рыболовного спорта Челябинской области», может дополнить озеро Увильды – жемчужина аргаяшского края. Но 90% водоемов области составляют малые реки и озера, именно на них ложится большая антропогенная нагрузка.
А впереди лето
В длинные майские праздники, несмотря на то, что большинство баз отдыха на озерах еще закрыто, мы уже поняли, какого наплыва отдыхающих ждать району летом. Если после апрельского субботника на озере Аргаяш собрали и вывезли 50 мешков мусора, то с началом пляжного сезона придется для этих целей заказывать грузовики. На берегу Ирдягов 8 мая не было свободного места, чтобы поставить удочку. Глава Кузнецкого поселения Виктор Чабин ломает голову, как избавиться от стихийных свалок: едва уберут завалы мусора, как через день они начинают расти вновь. Сельские главы давно выяснили, что местные предприниматели, не заключившие договоры на обслуживание с ООО «Спецсервис», без зазрения совести пользуются контейнерными площадками жилого сектора. Нашли метод «оптимизировать» расходы за вывоз ТКО и некоторые руководители баз отдыха: они заключают договоры не с местным регоператором, а с другими организациями или нанимают частников. Формально все требования соблюдены, бумаги в порядке. Фактически мусор и отходы отправляются в лес или на стихийную свалку близ Кузнецкого, к примеру. Остается оснастить ее постом видеонаблюдения и штрафовать нарушителей, а на эти деньги наводить чистоту, в том числе и на берегах озер.
Римма Хибатуллина.
Фото автора.
На заметку
По словам директора Кыштымского рыбоводного хозяйства Александра Новикова, в 2020 г. на рыбаков-нарушителей правил рыболовства инспекторами рыбоохраны составлено 43 протокола из-за вылова сиговых.