В День памяти жертв политических репрессий в д. Метелево установлена мемориальная доска с фамилиями односельчан, пострадавших в годы сталинского террора.
Земляки вспомнили тех, кто был подвергнут политическим репрессиям за свои убеждения по национальным, социальным и другим признакам и стал жертвой произвола тоталитарного государства. Постановлением Верховного Совета РСФСР в 1991 г. установлен День памяти жертв политических репрессий, в России он ежегодно отмечается 30 октября. Дата выбрана в память о совместной голодовке узников мордовских и пермских лагерей, начавшейся 30 октября 1974 года в Мордовии, которую политзаключенные объявили в знак протеста против политических репрессий в СССР и бесчеловечного обращения с заключенными.
В 2017 г. с осуждением сталинского произвола выступил и президент Владимир Путин. Он заявил, что прошлым политическим репрессиям в России нет оправдания, что только четкость и однозначность оценки помогут не допустить их повторения.
Инициатором установки памятной доски выступил метелевец Варис Сиражитдинов:
– В детстве мне бабушка часто рассказывала о репрессированных из нашей деревни людях. К сожалению, тогда местные жители не интересовались этой темой. Сейчас их имена забываются, а очевидцы тех событий уходят из жизни.
О репрессированных односельчанах он узнал из Интернета. Ему удалось найти данные о шестерых метелевцах, среди них его дядя Сабир Нуретдинов. Вместе с Ишмурзой Янмурзиным и Хамитом Файрузовым они составляли метелевскую династию указных мулл, это звание передавалось по наследству от отца к сыну. Арестовали их в один день, вернулся только Сабир.
– Дедушка единственный, кому посчастливилось вернуться домой, – говорит его внучка Рафида Иксанова. – В 1937 году его арестовали по ложному доносу и сослали на 9 лет в Сибирь на лесозаготовки.
Пройдя все круги ада сталинских лагерей, Сабир остался отзывчивым, добрым человеком, всегда готовым помочь делом и советом. Умер в 1987 году.
Комиссар Тагиров
Гордятся метелевцы и другим именитым соотечественником. Активного участника башкирского национального движения, комиссара отдела Башкирской кавалерийской дивизии на Южном фронте, члена Башкирского правительства Нуриагзама Тагирова арестовали в 1929 г. и отправили на Соловки, где, предположительно, он и погиб. Полностью реабилитирован лишь в 1989 году. При его непосредственном участии создавался Аргаяшский кантон Республики Башкортостан.
Н. Тагиров родился в соседней д. Левашево, окончил Метелевскую школу. Преподаватель и потомок знаменитого земляка Ильфира Хуснуллина ежегодно посещает мероприятия, посвященные памяти предка.
Для нее это имя значит многое. Тагировы – династия образованных и уважаемых людей. При непосредственном участии ее деда – родного брата Нуриагзама, открыта школа в д. Акбашево. Дочь Ильфиры Сулпановны тоже работает учителем.
– С детства нам рассказывали о нем, мы знаем, что Нуриагзам Тагирович – пример для подражания. Мы им гордились и старались быть похожими на него: хорошо учились, работали, – рассказывает Ильфира Сулпановна.
Миля Сибагатуллина поделилась воспоминаниями своего деда Мухамедьяра Якупова, раскулаченного в июне 1931 года. С женой и тремя дочерьми его отправили в Кемеровскую область, работал в шахте, где умер в 61 год от непосильного труда, невыносимых условий жизни. В Метелево от голода умерли двое его старших сыновей, оставшиеся без попечения, младших определили в детдом. Бабушка Рахиля с детьми вернулась в родную деревню в 1936 году – из Москвы пришло письмо за подписью М. Калинина, и семью освободили.
На мероприятие приехал Раиль Хуснуллин из Уфы, чей дед Ишмурза Янмурзин репрессирован в 1937 году. Поводом для ареста стала служба родных братьев в войсках Колчака. Янмурзины были потомками основателя деревни есаула Кучука Метелева.
– Это хорошо, что люди помнят свою историю, своих предков, не забывают события далеких лет, – сказал Раиль Рамазанович.
Чтобы помнили
Установка памятника требует немалых средств. Инициатор установки мемориальной доски Варис Сиражитдинов обратился к главе Камышевского сельского поселения Анатолию Малеву и депутату районного Собрания Диляре Хамидуллиной, которые и оказали финансовую помощь.
Беда не обошла стороной и нашу семью: прапрадед Абдулвалей Байрамгалин был арестован 31 марта 1938 года в 75 лет. «Дело прекращено в связи со смертью» – записано в Книге памяти жертв политических репрессий. Простой труженик колхоза «Новый быт» из д. Селяево, на старости лет ставший «врагом народа», даже не доехал до места ссылки – умер в поезде.
И почти в каждой семье, наверное, есть люди, по надуманным и ложным обвинениям объявленные врагом народа. Многие были расстреляны или покалечены, испытали все ужасы тюрем и лагерей.
Память уходит вместе с очевидцами далеких событий, поэтому мемориалы, подобные метелевскому, должны появиться в каждом населенном пункте, который стал «последним адресом» наших соотечественников. Поиск данных можно начать с Книги памяти жертв политических репрессий: достаточно зайти на сайт Государственного комитета по делам архивов Челябинской области chelarhiv.ru и найти соответствующий раздел.
Марат Абдулвалеев
Фото автора