Статного седовласого Гильмитдина Гилязовича Сиражетдинова можно снимать в кино.Успех обеспечен.
Неспешный, немногословный, он сразу вызывает уважение и желание побыть рядом с ним подольше, зарядиться энергией уверенного, полного внутреннего достоинства человека. А уж когда улыбнется и рассмеется!
За щедро накрытым столом собралось почти все старшее поколение Сиражетдиновых, включая сыновей, дочерей и зятьев. «Это у нас репетиция, – поясняет старшая дочь Рафига Гильмитдиновна, – поздравить отца с юбилеем вся большая семья соберется 25 февраля. Мы и на 80 лет постарались все приехать, а уж на 90 будем обязательно». Остается удивляться, как только уместились все потомки и родственники Гильмитдина Гилязовича на фотографии десять лет назад. А в нынешнюю дату фотографу придется еще больше постараться, ведь вокруг юбиляра рассядутся девять детей, 25 внуков, 41 правнук, один праправнук плюс зятья и снохи, племянники и племянницы.
В день 80-летия дедушки собралась вся большая семья. На 90-летие она еще увеличилась.
Мы родом из войны
Сам Гильмитдин Гилязович тоже из большой семьи, но в голодные послереволюционные годы дети зачастую умирали в младенческом возрасте. «Меня спасло то, что моей маме доверили печь хлеб и разрешали взять за работу одну булку для семьи, – вспоминает он, – благодаря материнскому хлебу я и выжил. Мой друг детства Асгат всегда посмеивался надо мной: ты, Гильмитдин, меня переживешь, тебя в детстве хлебом кормили».
Судьба складывалась как у всех сверстников той поры. В семь лет пошел в Селяевскую школу, окончил четыре класса, а тут война. В колхозе «Новый путь» как раз в 1941-м купили полуторку. Своих шоферов в хозяйстве не было, нанимали водителя из Крутогорки. На эту полуторку в июне и погрузились селяевские мужики, отправляясь на фронт. Собралась вся деревня. Только у Зайнетдина Аллабердина мать с утра отправилась за вениками. Парень метался по улице, снова и снова бежал к родному дому. Председатель сельсовета торопил: «Надо ехать, Зайнетдин, опаздываем. Военкомат ждет». Когда нагруженная ветками женщина вернулась в деревню, то от страшной вести завыла, упала на землю. Через два года ей принесли похоронку.
– Мужики все на фронт, остались в деревне только женщины, старики и мы – пацаны. Научились лошадь запрягать, женщины сено косят, мы копним. Тут хлеб поспел, нужно убирать. Лошадь запрягли в лобогрейку, мы косим, матери и сестры снопы вяжут. А ведь еще нужно обмолотить, отсортировать зерно. Мешок под 80 кг, ухватимся за него два пацана и женщина, загрузим телегу и на зерноток. Но весь урожай убрали, сено заготовили на зиму. Как могли, помогали фронту.
Весной деревня вышла на посевную. Старенький колесный трактор тянул плуг по полю, его с трудом удерживали мальчишки. Как только тракторист останавливался, падали и засыпали от усталости. Вот тогда и выбрал Гильмитдин свою будущую профессию, решил стать самым нужным на селе специалистом. Начинал с колесного трактора, а за 41 год трудового стажа освоил все новинки отечественного машиностроения.
Гильмитдин и Рагина Сиражетдиновы
Листовки над Селяево
Весть о победе прилетела в родную деревню не по телефону и не по телеграфу. Не было тогда в Селяево ни того, ни другого. Над головой мальчишек, работавших на посевной, закружил аэроплан и посыпались с неба листовки. А в них долгожданные слова: «Ура! Победа! Враг разбит!» Радовались, кричали и плакали, ведь в каждую семью пришла похоронка.
Послевоенные годы были немногим легче, чем военные. С фронта вернулись единицы, вся тяжелая работа по-прежнему оставалась на плечах вчерашних мальчишек. Как-то их с другом Асгатом отправили продавать зерно на Кыштымском рынке. Запрягли быка, нагрузили мешки. За телегой увязалась соседская собака. Дойдя до Зимнего кордона, уставший бык лег. Ни пинки, ни уговоры не подействовали. Пришлось ночевать в лесу.
– Ох и натерпелись же мы страху! – смеется дедушка Гильмитдин. – собака лает на каждый шорох. Мы трясемся. Только рассвело, поехали в Кыштым. А назад упрямый бык бегом бежал.
Когда Селяево объединили с Камышевкой и Метелево в одно хозяйство, назвали его колхоз имени Сталина, позже отделение вошло в состав Аргаяшского совхоза. В нем и проработал Гильмитдин Гилязович механизатором до пенсии. Управляющим был Петр Иванович Матвеев. В 1960-х поля отделения давали богатые урожаи: по 50 ц/га пшеницы и 42 ц/га ячменя, ниже 17 ц/га урожайность зерновых не опускалась даже в неблагоприятные годы. В 1965 г. Камышевское отделение сдало государству три плана зерна. Чтобы обеспечить женщин работой, расширили совхозный сад с 30 до 100 га. Он не только дал занятость 25 сельчанкам, но и приносил прибыль. Не говоря о том, что местные дети не знали перебоя в фруктах и овощах. До сих пор селяевцы вспоминают те времена и говорят: вот тогда мы и пожили при коммунизме.
За большие успехи Петру Матвееву было присвоено звание Героя Социалистического Труда. На одного из лучших механизаторов Гильмитдина Сиражетдинова награды, грамоты, благодарности тоже сыпались. В 1989 г. за долголетний добросовестный труд Верховный Совет СССР наградил его медалью «Ветеран труда». Вместе со званием «Труженик тыла» эта награда – самая дорогая в семейном архиве.
Послужите стране, Владимир Владимирович
Свою будущую жену Гильмитдин Сиражетдинов встретил на ишалинской вечорке, а вскоре сыграли свадьбу. Впрочем, какая свадьба в 1949 году? На торжества не было ни денег, ни продуктов. Зато это не помешало им с Рагиной прожить душа в душу 46 лет, нажить девятерых детей. После смерти жены именно они – Рауф, Рафига, Раиль, Ринат, Сауя, двойняшки Айслу и Айбулат, младшие Флюра и Флюза – радовали отцовское сердце. Выросли все достойными, трудолюбивыми людьми, хорошими специалистами, обзавелись семьями, подарив ему внуков и правнуков.
Сегодня Гильмитдин Гилязович живет у дочери Айслу и зятя Рамиля. Так вышло, что своего жилья у ветерана нет. Пробовал он обратиться за решением этого вопроса к главе района, но ответа не дождался. Дело в том, что жилищные сертификаты государство выдает только фронтовикам и их вдовам. Хотя труженики тыла и имеют удостоверение «Ветеран Великой Отечественной войны», но на них жилищная программа не распространяется. Я связалась с руководителем управления социальной защиты Л. Хакимовой. Люция Тимергазиевна сообщила:
– Мы обязательно приедем поздравить юбиляра, вручим открытку от президента В. Путина, подарок от руководства района. Гильмитдин Гилязович, как труженик тыла, награжден медалью к 75-летию Великой Победы. Торжественное вручение пройдет перед 9 мая. Кроме того, по решению президента ему будет выплачено 50000 рублей за трудовой вклад в победу.
Конечно, новость порадует ветерана. Хотя мне он высказал совершенно неожиданную просьбу:
– Каждый год в День Победы меня поздравляет наш президент. А вот как мне поздравить Владимира Владимировича, поблагодарить за внимание, поддержку? Я газету «Восход» выписываю и читаю еще с тех пор, когда она называлась «Енербез», «Путь к коммунизму». Может наша «районка» передать мои пожелания президенту? Я хочу не только поблагодарить его, но и сказать: дай Аллах вам здоровья, руководите страной хорошо, мудро и никому не давайте ее в обиду.
Римма ХИБАТУЛЛИНА