Во время работы выставки «Золотая осень-2019» у стенда Челябинской области произошла интересная встреча: начальник отдела маркетинга ПО «Маяк» Родион Ермолаев представлял макет мобильной облучательной установки на принципах уже известных и апробированных технологий, но со своей «фишкой».
Инновационная разработка так заинтересовала директора одного из крупнейших картофелеводческих хозяйств района Нургали Зарипова, что динамичное общение завершилось практически «протоколом о намерениях». Но обо всем по порядку.
Почему именно картофелевод?
А потому, что разработчики с «Маяка» для презентации новшества представили образцы именно картофеля: один пакет – необлученный, второй – побывавший на гамма-облучательной установке. Как оказалось, в своем кейсе по данной технологии «Маяк» уже имеет эффективные результаты проведенных еще в 2017 году совместно с региональным минсельхозом испытаний. Облученный картофель, конечно, потихоньку портился, но не в такой мере, как контрольный, и массово долежал в хранилище до урожая-2018.
Нургали Сафаровича, который вначале только молчал и внимательно слушал маркетолога, тема задела за живое:
– Да, картофель хранится, но как? – вот в чем важность вопроса. Как ни обрабатывай помещения, как ни соблюдай режим влажности и температуры, а все равно раньше времени начинает гнить. И, поскольку зимой мы его не перебираем, весной приходится выбрасывать тоннами – представляете, какой урон экономике предприятия? Если же после уборки таким образом «зачищенный» от бактерий и грибка картофель будет сохраняться дольше – это здорово.
Практика и планы
На мультимедийном комплексе «Маяка» мы стали разбираться со схемами и принципом действия классической облучательной установки.
– Я так понимаю, – оживился Нургали Зарипов, – вот в эту установку по конвейеру идет собранный картофель, и она стационарная.
– Да, верно, она сейчас на «Маяке» строится, – подтвердил руководитель службы маркетинга, – в наш центр свою продукцию для обработки могут привезти все желающие.
Оказывается, у «Маяка» в рамках совместного с Китаем предприятия в небольшом городке Харбине уже действуют четыре подобных центра! Они работают 355 дней в году.
– На самом деле схема установки – это лабиринт, – пояснял маркетолог-ядерщик увиденное в ролике, – панель управления находится за контуром изолированного помещения, в котором все и происходит. Мешки по конвейеру транспортируются внутрь лабиринта, обнесенного мощной биологической защитой, – там никого нет, одна автоматика. Они туда уехали, облучились (источник ионизирующего излучения кобальт-60), а рабочие – смотрите – только разгружают мешки после обработки. Причем на входе и на выходе продукции радиационный фон одинаковый, да и откуда ему взяться? Еще раз повторюсь: гамма-облучение – это мгновенное воздействие вспышкой света, и только.
Но для агрария Зарипова интересно и качество сохраненного урожая:
– Я бы еще посмотрел, какая упругость была у клубней до обработки и после?
– Мы такие параметры не замеряли, только по картинке смотрели, – честно признался наш собеседник. – Выглядели клубни лучше, чем необработанные. А исследования на потребительские свойства – упругость, усушка – это нам, видимо, надо вместе с вами, производителями и специалистами, проводить.
Вот так само собой и сформировалось предложение партнерства акбашевским картофелеводам. Но, конечно, исключительно в роли поставщика продукции для обработки и дальнейших испытательных действий, поскольку подобную установку накладно приобретать в собственность: только один источник излучения в ней стоит 5–10 млн. руб. Но главное, обладание им – исключительно после обучения и сдачи экзаменов по безопасности в Ростехнадзоре. А потому реально и проще заказывать обработку владельцу установки: привезли продукцию – обработали, и проблем нет. Сложность, правда, будет – транспортный чартер.
И теперь собственно о ноу-хау «Маяка». На стенде уральские умельцы представили макет мобильной облучательной установки – модуля на шасси, раскладывающегося по схеме стационарного. Как говорится, прямо из-под комбайнов можно обработать весь урожай. Но это, скорее, пока концепция: конструкторы думают и прикидывают, как в одной модели объединить два достоинства – мобильный и выездной варианты.
Родион Ермолаев пояснил суть задачи:
– Эта мощная конструкция – биологическая защита из свинца и вольфрама весом пять тонн. Пока проблема в передвижении такого веса. Но у наших специалистов уже имеются конкретные предложения по разработке подобного устройства на колесах. То есть приехали по адресу, раскинулись и, пока идет копка картофеля, установка работает. Это как принцип асфальтобетонного завода – куда надо, туда переедет. Ну что, Нургали Сафарович, интересно попробовать?
– Конечно, тема очень интересная. Мы находимся рядом с вами, у нас в хозяйстве много картофеля, овощей, капусты, моркови, свеклы. Если эта технология покажет свою эффективность, поможет сохранить урожай, то мы готовы к испытаниям. Только чистоту эксперимента проверить бы с участием Россельхознадзора, и в их заключении получить данные до обработки и после.
На том и порешили.
Людмила Калугина, Москва – Челябинск.