На Дне картофельного поля представители министерства сельского хозяйства заверили селян: найдем управу на недобросовестных перекупщиков, включив административные рычаги.
Но пока рычаги эти не включаются, повторяются прошлогодние мытарства. Едва стартовала картофельная страда, стоимость килограмма второго хлеба упала с 18 руб. до 8.
Вместе со старшим инженером сельхозуправления Юрием Лезиным мы проехали по полям двух КФХ – Фангиля Зарипова и Рашита Якупова. В центре машдвора Фангиля Фаузеевича красуется белоснежный рефрижератор «Вольво» с номерами соседнего государства. Несколько мужчин аккуратно укладывают в него сетки с ярко-розовыми клубнями. Хозяин деловито подсчитывает что-то на калькуляторе.
– Убрали два гектара ранних сортов. Урожайность 300–350 центнеров. По нынешней погоде, результат хороший. Отправляем продукцию в Казахстан, – говорит фермер.
А как же предписание областного минсельхоза: обеспечить нужды южноуральцев, а на сторону продавать только оставшееся? Ответ вполне ожидаемый:
– Я не враг своим землякам. Но есть рабочий коллектив, которому нужно платить зарплату, внутренние потребности производства. Цену область установит по нашим затратам, а пока извините.
Сбор урожая ведут жители Куйсарино и окрестных деревень, преимущественно женщины и девушки, встречаются и местные старшеклассники.
– Работы в деревне нет, либо в поле на картошке, либо в лесу, а потом на дороге с грибами-ягодами, – отвечает юная сборщица, не отрываясь от картофельной гряды.
Оплата своевременная, многие трудятся уже не первый сезон и вполне довольны. Поодаль пашут пары: севообороту и повышению плодородия почвы Фангиль Зарипов уделяет много внимания, стараясь не пропустить ни один районный или областной семинар на эту тему. За рулем одного трактора наш старый знакомый Иртуган Ситдиков. Настроение у финалиста областного конкурса пахарей-2019 не очень:
– Погода не дает развернуться по-настоящему. Что это за вспашка: выехали, только прошли по два загона – ливень хлестанул? Снова сидим, в небо глядим.
Дожди нынче не жалеют кулуевскую и яраткуловскую сторону. Выехав из сухого и пыльного Аргаяша, мы в буквальном смысле чуть не сели в лужу возле одного из зариповских полей. Помогла сноровка опытного водителя редакции Сергея Ивлева.
Импортозамещение по-российски
У коллеги и соседа Зарипова Рашита Якупова другая проблема. Приобрел через региональное аграрное ведомство по льготному 5-процентому кредиту новенький сушильный комплекс нижегородского завода «Мельинвест». Точнее, его часть, поскольку некоторые комплектующие выпускают предприятия других регионов, а смежники нижегородцев подвели, вовремя не поставили. Сотрудники банка уже перевели на счет «Мельинвеста» всю сумму стоимости оборудования, теперь с фермера требуют подтверждения в его получении и работе. А что подтверждать, если еще половины запчастей нет? Отведенные под действие льготного периода кредитования сроки почти истекли. Рекламация на имя руководства завода повлекла письменный ответ за подписью гендиректора: нарушаем условия договора не по своей вине, извините.
– Нужны мне их извинения? Если срок закончится, банк льготный процент заменит на обычный! Две цены платить придется за сушилку, дороже импортной обойдется, – возмущается Рашит Нигаматжанович.
Тем временем в Москве воодушевленно рапортуют: экономические санкции против России привели к подъему отечественного производителя. 600 гектаров зерновых в хозяйстве Якупова дадут хороший урожай. Но по измененным ГОСТ переработчики не обязаны принимать зерно с повышенной влажностью – это чревато серьезными штрафами со стороны контролирующих органов. Сушилка нужна сейчас, а когда еще все привезут, соберут и запустят? Опять в убыток работать, вздыхает фермер.
– Подшипники рассыпались на загрузочном шнеке – меняем, – поясняет, привычно затягивая гайки, Зуфар Мануваров. Вместе с напарником Вадимом Мухаметжановым он ремонтирует сортировочный комплекс «Вихрь» и тоже переживает за судьбу сушилки.
– Неплохо бы ее смонтировать до начала массовой уборки – было бы легче, – делятся куйсаринцы. Неплохо бы вообще поставщикам не допускать такой недобросовестности, деньги получили, а техники не дождешься.
Валерий Медведев