Аргаяш-Медиа
8 (951) 771-20-75

Реклама на сайте,
в газете и соцсетях

Газета «Восход»

Подписка, реклама.

Вот моя деревня. Селяево

Селяево, деревня. Иные названия Кушаева, Курманаева.

Селяево, деревня. Иные названия Кушаева, Курманаева.

Расположена на берегу р. Зюзелки, выше и ниже по течению – пруды. Основана в 1742 г. Селяем Юлдашевым, по другим данным, в 1701 г.  В 1763 г. учтена в команде старшины Каратабынской волости тархана Ялтыра Таймасова (состояла из 10 дворов). По данным статистики, в 1811 г. насчитывалось 28 дворов (учтено 99 душ мужского пола); с 1861 г. входила в Мухаметкулуевскую волость (75 дворов). Жители выращивали ярицу, пшеницу, овес (излишками торговали), лен и коноплю; содержали 677 лошадей, 526 овец, 205 голов КРС. К 1916 г. действовали мечеть, три лавки.

В годы коллективизации организован колхоз «Новый быт», которому принадлежало 1987 га земельных угодий, в т. ч. пашни — 969, лугов — 301, выгона — 190 га. В хозяйстве разводили скот, выращивали зерновые культуры. Имелись детские ясли, клуб. Впоследствии здесь располагалась бригада Камышевского отделения совхоза «Аргаяшский», работало на девяти прудах знаменитое Селяевское карповое хозяйство, продукция которого поставлялась всему региону.

Почему у Селяево два названия?

Много лет я занимаюсь изучением истории родной деревни, собрал архив ревизских сказок, в которых сохранились самые достоверные данные о Селяево и селяевцах.

Запись о переписи населения д. Селяево в 1816 г.  начиналась так: «1816 года августа 21-го дня Оренбургской губернии Челябинского уезда 5-го башкирского кантона команды старшины Рахматуллы Кушаева деревни Селяевой ревизская сказка». Сохранились такие данные: в деревне было 40 домохозяев (в 1811 г., во время предыдущей переписи, – 28), 91 человек мужского пола, 94 – женского. В ревизской записи первым указан Кушай Юмашев, как правило, перепись начиналась с «лучших людей» того времени. Обычно это были старшины, сотники. Их именами назывались деревни. В нашем случае записано: д. Селяева команды старшины Рахматуллы Кушаева, юртового старшины, жившего вместе с отцом.

Кто же тогда Селяй или Салай, в честь которого названа деревня? По рассказам аксакалов, Селяй ходил в работниках у отца Кушая – Юмаша. Юмаш с Селяем были почти ровесники, разница – год. Юмаш – 1738 г.р., Селяй – 1739 г. По легенде, богатый Юмаш в 1776 г. отправляет своего работника, крепкого 37-летнего Селяя Юлдашева и 17-летнего сына Кушая в губернский центр Оренбург, чтобы зарегистрировать имя Кушая в названии деревни. Ехали долго, верхом, останавливались, отдыхали, ночевали в попутных деревнях. Не доезжая Оренбурга, молодой, еще не окрепший юноша заболел. Уговорив его остаться в одном из селений, Селяй продолжает путь, дабы исполнить наказ хозяина.

Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В пути пришлось остановиться у одного веселого башкира на жайляу (летовке). Рассказал, куда едет, зачем, что оставил больного сына хозяина на полпути. А шутник и посоветовал нашему герою назваться в Оренбурге основателем деревни. Идея понравилась обоим, так Селяй и сделал. Получил свидетельство, на обратном пути забрал выздоровевшего Кушая. Вдвоем с важной бумагой на руках, довольные, с чувством исполненного долга примчались домой в Кушаево-Селяево.

Безграмотный Юмаш повертел листок в руках, положил в сундук как самую драгоценную вещь. Но рано или поздно тайна становится явью. Конечно, узнали об афере Селяя Юлдашева. Но поздно. Что написано пером – не вырубишь топором. Повторю: так гласит легенда. Селяй умер в 1812 г. в 73 года. Дата смерти Юмаша не установлена. Говорят, что были ссоры, даже драки, связанные с названием деревни. Но история об этом умалчивает. Прямых потомков Кушаевых в деревне нет. Зато есть потомки Селяя, но у них другие фамилии.

Вот такой исторический казус. Кстати, пожилые люди из Кузнецкого, Губернского, которые ездили через нашу деревню на лошадях, до сих пор называют ее Юмашево.

Фуат ЗАЙНУЛЛИН, краевед.

 

 

Барын-табынские вотчинники

Селяевские башкиры принадлежат к родам кара-табынцев и барын-табынцев – это восточная ветвь табынцев.

Она объединяет четыре рода: барын-табынцев, кара-табынцев, кубяляк-табынцев, теляу-табынцев и имеет около 140 родовых подразделений. На карте арабского географа Идриси XII века восточнее Волжской Булгарии обозначена страна Табуния. Майкы-бий заключил союз с Чингисханом и стал его военачальником. Заки Валиди Тоган указывает точную дату этого союза — 1207 год. По легенде, Майкы-бий впряг в телегу 9 биев, усадил Чингисхана, уселся рядом и так доехал до монгольской ставки. Чингисхан каждому из биев дал четыре вещи: тамгу, птицу, дерево и клич. Деревом табынцев стала лиственница, птицей — карагош, подорлик, кличем — Салават, а тамгой — гребенка. Табынское ханство разрушил до основания Тамерлан, и больше оно не возрождалось. Салават в переводе с арабского означает благословение.

Основатель деревни имел вотчинное право на эти земли, а его потомки служили в офицерских званиях. К примеру, сыновья Юмаша Кушай и Юшмакай, внук Рахматулла были не на рядовых должностях. Так, Рахматулла был зауряд-есаулом и юртовым старшиной. Вместе с Уразбаево, Ялтырово, Байрамгулово, Суряково и Илимбетово Селяево относилось к 5-му юрту 5-го кантона.

Барын-табынцы живут в Мавлютово и Кулуево. Кара-табынцы — в Абдырово (совместно с кукюргек), Акбашево (с ай), Бажикаево (с кукюргек), Байгазино (с ай), Биккулово (с барын, ай), Б. Исянгильдино (с барын), Б. и М. Куйсарино (с барын), Давлетбаево (с барын, ай), Илимбетово, Кузяшево (др. назв. Альмеево; с ай), Мавлютово (с барын), Н.-Соболево (с кукюргек), Селяево (Кушаево; с барын), Ст.-Соболево (Тикторзо; с кукюргек), Тугузбаево, Ялтырово (с барын), Яраткулово (Абдрахим, Нигмат, Салам; с барын).

Батыры рода Бикметовых

У отчего дома рода Бикметовых стоит необычный памятник.

Он посвящен защитникам Отечества. Пятеро сыновей Ишмурзы Бикметова воевали в Великую Отечественную войну. Старший Карим погиб в 1941-м. Вернувшиеся в родную деревню живыми четверо братьев возрождали страну.

Галимжан Ишмурзович был директором Селяевского рыбоводческого хозяйства, где трудилась вся деревня. Земляки до сих пор вспоминают его добрым словом, приводя в пример как ответственного профессионала, умелого организатора, всегда чутко относившегося к людям.

Благодаря ему Селяево жило в достатке, а советские времена сельчане вспоминают до сих пор.

Деревня на девяти прудах

Фуат Янахович Зайнуллин:

– Я составил шежере для всех селяевцев, чтобы земляки помнили свои корни.

Поскольку вотчинные земли простирались до нынешнего Султаево, деревня всегда была богата скотом. Возьмите перепись 1920 г., самое большое количество скота в Аргаяшском кантоне регистрируется именно у селяевцев. Никогда не страдало большое стадо от бескормицы, спасали болота. Даже в засуху заготавливали столько сена, что и свой скот обеспечивали кормами, и продавать могли. Все изменилось с началом мелиорации: программа осушения болот для увеличения пашни нарушила природный баланс, в итоге ни зерновых площадей, ни богатых покосов.

Нужно вспомнить местную школу. В 1920-х годах здесь работала учительница Мавлиха Хамидуллина, окончившая Карабашскую мусульманскую мектеб (школу). Вторым учителем стал Хамидулла Бикбаев. Сохранился список учащихся, в нем 90 человек. Конечно, это не только дети, но и взрослые. Как раз тогда по стране началось движение по ликвидации неграмотности. Грамоте учили и взрослое население. Располагалась школа в доме репрессированного селяевца Хакимова.

До войны деревня почти полностью сгорела. Ее перенесли на нынешнее место. Люди здесь жили трудолюбивые, Селяевское отделение гремело трудовыми успехами не только на Челябинскую область. Колхоз «Новый быт» после объединения четырех деревень (Селяево, Камышевка, Метелево, Крутогорка) вошел в состав колхоза им. Сталина.  Занимались животноводством (была большая ферма, свой маслозавод), овощеводством, садоводством, выращиванием зерновых. В начале 1960-х начали строить дамбы для прудового хозяйства. Возводил всю систему «Челябводстрой». Все было хорошо распланировано, работало хозяйство четко, снабжало рыбой Челябинск и всю область. Машины «Живая рыба» постоянно приезжали за карпами и пелядью. Еще в 1984-м оно работало, а в пору реформ пруды забросили, все пришло в упадок, деревня осталась без работы.

Амина Галимзяновна Туктамышева:

– У меня ведь паспорт неправильный, там написано, что я родилась в 1923 г., а на самом деле в 1921-м, то есть мне сейчас 98 лет.

Жизнь мне досталась трудная, родители переехали из Башкирии в поисках работы. Я начала работать рано, в том числе и на комбайне. Чуть светло, идем в поле. Возращались затемно. Сама кантарила зерно, вела учет урожая, заправляла технику. Потом работала дояркой, ветсанитаркой. А дома пять детей, хозяйство. Муж умер рано, растила их одна. Увезли его прямо с поля в больницу, он работал трактористом. Но, видно, поздно спохватились, не смогли спасти.  Раз у нас не было официальной регистрации, пенсию по потере кормильца не получала. Жили трудно, достатка в доме не было. Маленькие дети дома, старшие в школе. Приезжали из Аргаяша, настаивали отдать в детский дом. Но как можно своих детей куда-то отдать? Решила, что будем вместе, подниму, выращу.

Шесть лет избирали меня депутатом, доверяли мне люди, знали, что обязательно заступлюсь, помогу, чем смогу. У меня много грамот и наград за трудовые успехи. Все эти годы не расстаюсь с «Восходом», читаю без очков. Радуюсь, когда встречаю материалы о своих знакомых, доярках Аргаяшского района, с которыми когда-то работала. Молодец Раиса Титова, пишет о заслуженных земляках. Спасибо, что помнят меня, не забывают. Здоровья всем, молюсь каждый день о детях, внуках, правнуках.  Конечно, стара стала: сама ни пол подмести, ни сварить уже не могу. Спасибо детям, снохам, внукам, ухаживают, беспокоятся обо мне. Через два года и 100 лет исполнится.

 

Аслям Махмутович Файзуллин:

– Вся деревня наша делится по аймакам: здесь живут каралар – потомки сыновей Юмаша, там сусалар, дальше калмыктар. Есть легенда, что селяевец женился на калмычке, отсюда пошли дети с калмыцкими чертами лица. Так и стали их называть калмыктар.

Еще есть тузаяк, они славились как мастера, изготавливающие берестяную утварь, посуду.

Я в 1967 г. вернулся из армии, как раз на Селяевскую ферму закупили высокоудойных телок. Меня поставили бригадиром, пришлось перейти на заочное обучение в Троицком ветеринарном институте. Доярки и скотники были очень добросовестные, доили вручную по 18-19 коров. Отделение славилось на всю область высокими надоями. Из тех доярок жива Амина Туктамышева – старожил Селяево, здравствуют Минзифа Хафизова, Манзума Янбердина – отличные были доярки, телятницы. Помним орденоносца Мухаметнура Сайфуллина, за трудовые успехи награжденного орденом Трудового Красного Знамени. О них постоянно рассказывал «Восход», наши передовики не сходили со страниц «районки».

Заместителем председателя долгое время работал Кутлухужа Хафизов. Его нужно обязательно вспомнить. Заслужил добрую славу своим трудом, потом колхоз Кирова поднимал, агрономом в Дербишево работал. В том, что Селяево растило кадры для всего района, нет ничего удивительного. У нас многие получили высшее образование, стремились к знаниям. Было много талантливых людей.

Жаль, что сегодня деревня в запустении. Нет к ней должного внимания. Вот почему везде вокруг населенные пункты газифицированы, а Селяево обошли? Собрали деньги на документацию, проект и экспертизу. Старики, сдавшие деньги, уже ушли в мир иной, а так надеялись, что поживут с удобствами. Это больной для деревни вопрос. Пруды пустые стоят, как упрек нам, что отцы и деды сумели создать производство, которое на всю область гремело, а мы все потеряли. Слышали, что на бумаге рыбоводческое хозяйство есть, а фактически? На болотах, которые осушали, снова живут бобры, стаи уток и лебедей. Природа берет свое.

В деревне много талантливой и спортивной молодежи. Тренеры хвалят наших ребят, а заниматься им негде. Ни в Камышевке, ни у нас нет спортивных объектов. Риф Хафизов, который возглавляет районный центр ГТО, отсюда родом, селяевский. Готов заниматься с юными земляками, а негде. Вот и пинают мальчишки консервные банки по деревне. Читаем в «Восходе», то там спортзал, то тут хоккейная площадка появилась, а Селяево опять забыли. А ведь селяевцы в 1981 г. являлись чемпионами района по футболу, наш земляк Шамиль Ишбердин был чемпионом области по борьбе, Руслан Аминев – чемпионом СССР по волейболу среди студентов.

Марзия Зайнулловна Абдулвалеева:

– Вместе с мужем я работала в лесничестве. В округе множество деревьев, посаженных нами.

Работа была трудная, постоянно выполняли плановые задания: заготавливали черенки, метлы, делали все это вручную, высаживали и ухаживали за саженцами, а еще грибозаготовки, сбор шишек для посадок… До позднего вечера в лесу, а ночью пеку хлеб, нужно детей едой на следующий день обеспечить. Но не жаловалась, ведь в свое время наша семья ушла из Бутюково пешком в Москву, спасаясь от смерти. Мне было всего лет шесть в те годы. Но и там был страшный голод. Мама и братья умерли, мы с отцом вернулись назад. Рано вышла замуж, пятнадцатилетней девчонкой, родились восемь детей, всех с мужем подняли на ноги, выучили, дочек выдали замуж, сыновей женили. Сегодня радуюсь внукам и правнукам, лишь бы им досталась хорошая счастливая жизнь.

Раиса Шамгулловна Сайфуллина:

– Хочу вспомнить своего свекра Мухамеда Сайфулловича Сайфуллина. Фронтовик, он служил в авиадесанте и награжден самым  высшим и почетным для десантника знаком – орденом «Генерал армии Ф. Маргелов».

Он всю жизнь проработал бухгалтером на Селяевском отделении. Люди запомнили его удивительную аккуратность, внимательность. До последнего дня он вел записи, каждый день календаря – с пометками о погоде, рождении и смерти земляков. Не удивительно, что сельчане шли в его дом, как в надежный архив, ведь о каждом здесь можно было получить точную и достоверную справку. Мухамед Сайфуллович всегда, пока позволяло здоровье, ездил на встречи с однополчанами, никогда не отказывался провести уроки мужества с школьниками. Он составил полный и точный список селяевцев – участников Великой Отечественной войны. По его инициативе в 1988 г. в деревне открыт обелиск памяти защитников Отечества. Жаль, что сегодня в запустении, зарос бурьяном. Может, накануне грядущего юбилея Победы о нем вспомнят, приведут в должный порядок.

Благодарим за помощь в подготовке выпуска Р. Сайфуллину, Ф. Зайнуллина.

Римма Хибатуллина.

 

Подписаться
Уведомление о
2 Комментарий
Сначала старые
Сначала новейшие Популярные
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Русалина
5 лет назад

ООО мои гуси?

Андрей Петрович Попов
Администратор
Ответ для  Русалина
5 лет назад

Получается, ваши гуси вошли в историю.

А вы как их узнаёте? В лицо? Никогда не понимал, как хозяйка в большом стаде свою корову узнаёт.